Уже второй раз за неделю руководители России становятся свидетелями успехов конкурентов в большой газовой игре. В начале недели
Турция и Азербайджан договорились о поставках и транзите каспийского сырья в Европу накануне приезда в Стамбул российского премьер-министра Владимира Путина
(см. «Время новостей» от 8 июня). А вчера стало известно, что в рамках визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Ташкент на саммит Шанхайской организации сотрудничества, в котором принимает участие и Дмитрий Медведев, в присутствии узбекского лидера Ислама Каримова между «Узбекнефтегазом» и CNPC было подписано первое рамочное соглашение о поставках 10 млрд кубометров узбекского газа в Китай. Таким образом, Узбекистан близок к тому, чтобы вслед за Туркменистаном и Казахстаном взять на себя обязательство по газоснабжению Поднебесной.
С учетом ранее подписанных соглашений с «Туркменгазом» на 40 млрд кубометров и на 10 млрд кубометров с «Казмунайгазом» общий пакет договоренностей Пекина со странами Средней Азии, достиг 60 млрд кубометров газа в год. Примерно столько в лучшие годы закупал в регионе «Газпром». Впрочем, достичь такого показателя поставок на китайском направлении удастся еще не скоро. Проектная мощность введенного в декабре прошлого года газопровода Туркменистан--Китай транзитом через территории Узбекистана и Казахстана заявлена на уровне 40 млрд кубометров. Кроме того, у Ашхабада, Ташкента и Астаны нет такого количества газа, свободного от обязательств по действующим контрактам. В частности, «Газпром» продолжает закупать около 10 млрд кубометров в год у Туркмении. По десятилетнему соглашению с Узбекистаном, которое действует до 2012 года включительно, российский концерн закупает около 15 млрд кубометров ежегодно. Это практически все свободные объемы. Почти весь газ с крупнейшего казахского газоконденсатного месторождения «Карачаганак» также идет в портфель «Газпром экспорта» (до 10 млрд кубометров в год).
В среднесрочной перспективе Китай имеет все возможности стать клиентом номер один, потеснив Россию, которая после начала проблем на европейском рынке (ценовой волатильности и снижения спроса) резко снизила активности в Средней Азии. Пекин щедро финансирует строительство газотранспортной инфраструктуры. Для строительства узбекского и казахстанского участков созданы СП, которыми CNPC и местные госкомпании владеют 50 на 50, а деньги в основном поступают с китайской стороны. Для поставок узбекского газа, например, был специально изменен маршрут второй нитки газопровода Туркменистан--КНР с тем, чтобы она прошла через основное подземное хранилище газа в Узбекистане «Газли», мощности которого должны быть увеличены до 6 млрд кубометров. Вторая нитка должна быть завершена в сентябре.
Еще с советских времен в Узбекистане имеется высочайший уровень газификации, и потребление составляет около 45 млрд кубометров в год (почти в пять раз больше, чем в соседнем Туркменистане) с ярко выраженным пиком в отопительный сезон. Наличие мощного ПХГ в этих условиях позволяет оптимизировать баланс и газовые потоки. Кроме того, национальная нефтяная корпорация Китая получила проекты по разведке и добыче газа во всех трех странах и инвестирует в них. Наконец КНР последовательно реализует стратегию по предоставлению кредитных ресурсов партнерам. Ашхабад в прошлом году получил около 4 млрд долл. В Казахстане китайские госбанки предоставляют финансирование (2,5 млрд долл.) для строительства газопровода Бейнау--Акбулак, который в первую очередь должен быть использован для газификации южных и юго-восточных областей страны.
Подписание документа сопровождалось договоренностями о предоставлении кредитов на сумму около 2 млрд долл., а также прямых инвестиций в создание газотранспортной инфраструктуры в Узбекистане.
Как уже отмечалось, в 2012 году истекает российско-узбекское соглашение по газу, и пока «Газпрому» не удалось продлить его на более длительную перспективу. Договоренности с Китаем, с одной стороны, упрочат позиции продавца в торге, а с другой -- создадут для России риски снижения своих закупок. Благодаря привлечению иностранных инвестиций объемы узбекского газа для экспорта в российском направлении были увеличены вдвое за последние пять лет. Однако сохранить эту динамику вряд ли возможно. А значит, Ташкенту (с 1 января по указу президента страны экспорт осуществляется только через «Узтрансгаз»), вероятно, придется делить имеющийся газ между Россией и Китаем.