|
|
N°101, 11 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оппозиционный уполномоченный
Владимир Лукин составил для президента доклад о методах работы милиции с «несогласными»
Уполномоченный по правам человека при президенте России Владимир Лукин сдержал обещание и передал вчера в Кремль доклад, посвященный событиям на Триумфальной площади в Москве, где 31 мая состоялся традиционный митинг «несогласных». Омбудсмен, впервые побывавший на мероприятии в защиту гарантирующей свободу собраний 31-й статьи Конституции, был неприятно удивлен бесцеремонностью столичной милиции, которая в этот раз словно с показательной жесткостью разгоняла несанкционированную акцию оппозиционеров. Детали доклада пока не раскрываются, но, судя по реакции уполномоченного и во время разгона митинга, и в последующие дни, основные положения документа отмечают явное превышение порога необходимой жесткости при работе правоохранителей Москвы с «несогласными», а также несовершенство порядка проведения массовых мероприятий в столице.
Напомним, что митинг оппозиции 31 мая собрал рекордное число участников -- по разным оценкам, на Триумфальную в этот день пришло от тысячи до полутора тысяч «несогласных». Сами оппозиционеры объясняли массовость мероприятия воодушевленной реакцией общественности на слова премьера Владимира Путина, который за несколько дней до этого, отвечая музыканту Юрию Шевчуку, заявил, что людям, которые выходят на улицу не с целью самопиара, «а что-то говорят дельное, конкретное, указывают какие-то болевые точки, на которые власть должна обратить внимание», за это "спасибо надо сказать". Однако в день митинга стало понятно, что московские чиновники и правоохранительные органы услышали другие слова премьера, который тогда же отметил, что муниципальные власти "правильно сделают", если не разрешат митинговать вблизи больниц или там, где люди хотят поехать на дачу или вернуться с дачи.
Более того, складывалось впечатление, что милиционеры восприняли фразу про правильность запретов как руководство к действию -- они не церемонились с митингующими, кидая в автозаки всех, кто попадался под руку, в том числе и журналистов. К вечеру 31 мая в московских отделениях милиции оказалось, по разным данным, от 170 до 200 человек. Владимир Лукин не скрывал своего возмущения -- на следующий день он назвал действия милиционеров «чрезмерно жесткими» и пообещал доложить об этом президенту. «Милиция обходилась с ними («несогласными». -- Ред.) очень грубо, зачастую неправомерно задерживая. Я видел это и готов свидетельствовать об этом где угодно, в том числе в суде», -- сказал г-н Лукин Интерфаксу. Чтобы подобные силовые разгоны оппозиции не повторялись, вопросы проведения собраний в Москве должны быть «урегулированы цивилизованным образом», отметил омбудсмен.
Впрочем, какие именно свидетельства и предложения передал г-н Лукин в Кремль, пока не очень понятно. Сам он, как и представители его аппарата, детали документа предпочитают до его прочтения Дмитрием Медведевым не афишировать. «Этот доклад не мне и не вам, а президенту. Все узнаете в свое время», -- заявила корреспонденту «Времени новостей» помощница омбудсмена Наталья Мирза.
Правозащитник Валерий Борщев, который также присутствовал на Триумфальной, высоко оценивает сам факт доклада федерального омбудсмена президенту по поводу неправомочности разгона акций оппозиции и уверен, что это может положительно сказаться на поведении милиционеров в дальнейшем. «Реакция будет. Это случай скандальный. Я думаю, что виновные понесут наказание. Власти поймут, что перегнули палку», -- отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Борщев. Сам он передавал Владимиру Лукину материалы, подготовленные комиссией общественного совета при ГУВД с перечислением нарушений, зафиксированных 31 мая в отделениях милиции и на площади. Г-н Борщев не сомневается, что уполномоченный учел проделанную комиссией работу в своем докладе. «Я сам лично был в Замоскворецком ОВД. Там были грубейшие нарушения: людей били, отказывались вызывать скорую помощь, удерживали сверх дозволенного законом срока. Меры должны быть приняты», -- настаивает правозащитник.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая была одним из заявителей акции на Триумфальной площади, настроена не столь оптимистично. Она не уверена в том, что президент должным образом отреагирует на доклад г-на Лукина и что власть смягчит свою позицию в отношении «несогласных». «Но я думаю, если прокремлевской молодежи разрешено проводить акции в том же месте и в то же время, то нет основания отказывать в этом нам. Тем более что ничего противозаконного в этом нет», -- отметила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-жа Алексеева.
Как бы то ни было, но за день до передачи доклада Владимира Лукина президенту власти дали понять, что рассчитывать на очередную оттепель, судя по всему, не стоит. 9 июня Тверской суд Москвы вынес приговор в отношении 56-летнего Сергея Махнаткина, случайно, как он сам утверждает, оказавшегося 31 декабря 2009 года на Триумфальной площади, где «несогласные» пытались провести очередную акцию. По словам очевидцев, г-н Махнаткин не смог спокойно наблюдать, как милиционеры волокут к автозаку пожилую участницу митинга, и вступился за нее. За это он сначала оказался в зарешеченном автобусе, потом в отделении милиции, а теперь попадет и в колонию. Суд приговорил г-на Махнаткина к 2,5 года лишения свободы по ст. 318 ч. 2 УК РФ (применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителей власти).
Вячеслав КОЗЛОВ