Федеральные власти вновь пытаются заставить перевозчиков снизить цены на авиабилеты из Калининграда
Проблему стабильной и доступной транспортной связи Калининградской области с основной частью России пришлось решать на высоком государственном уровне. Местные жители жаловались: цены на авиабилеты подскочили в последнее время так сильно, что по таким «прайсам» можно долететь в принципе до любой европейской столицы, почему же рейсы в родную столицу стали непатриотично дорогими? Рост цен живо обсуждался в калининградских СМИ, постепенно информация дошла до федерального центра.
В начале июня заместитель полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе по Калининградской области Александр Дацышин заявил, что ситуация с «кусачими» авиаперевозками обсуждалась на одном из совещаний под руководством первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова. По словам г-на Дацышина, проводится мониторинг, чтобы определить конкретно, кто и на сколько завышает цены. А выводы предстоит сделать его патрону -- полпреду Илье Клебанову. Тот посетил Калининград 7 июня, подтвердив: авиаперевозчики слишком сильно задрали цены, предстоит разбираться. Инициированный им «разбор полетов» состоялся 9 июня в Минтрансе РФ.
Прежде в регионе крупнейшим перевозчиком
была компания «КД Авиа». С ее приходом ценовая политика стала довольно либеральной -- скажем, в Вену и обратно можно было слетать примерно за 7 тыс. руб., а полет до Москвы или Санкт-Петербурга держался на уровне 4--5 тыс. руб. Сейчас арбитраж рассматривает дело о банкротстве «КД Авиа», полеты авиакомпания остановила еще в 2009 году. По данным областного министерства развития инфраструктуры, авиаперевозчики, пользуясь отсутствием конкуренции, «взвинтили цены до абсурда» -- средняя стоимость билета эконом-класса из Калининграда до Москвы и обратно составляет 15 тыс. руб. При этом из российской столицы до Берлина можно долететь даже за 10 тыс. Доминирующее положение по двум основным воздушным маршрутам Калининград--Москва и Калининград -- Санкт-Петербург занимают компании "Аэрофлот -- Российские авиалинии" и ФГУП "ГТК Россия".
По результатам совещания с участием министра Игоря Левитина, представителей «Росавиации», правительства Калининградской области, а также руководителей всех авиакомпаний, осуществляющих авиаперевозки в направлении Калининграда, принято решение о субсидировании авиабилетов для жителей Калининградской области. Как пояснили «Времени новостей» в аппарате заместителя полпреда президента по Калининградской области, цены на авиабилеты не будут превышать цен на железнодорожные билеты в направлении Калининград--Москва, Калининград -- Санкт-Петербург.
В настоящее время стоимость проезда из Калининграда в Москву в купейном вагоне составляет примерно 3--4 тыс. руб. (зависит от конкретного поезда). Как ожидается, 16 июня полпред Илья Клебанов и министр транспорта Игорь Левитин подпишут протокол по итогам принятого решения, который будет направлен главе правительства РФ Владимиру Путину.
Стоит заметить, что власти однажды уже пытались директивным способом устанавливать низкие цены на авиаперелеты на калининградском направлении. В 2003 году был предложен (тогда полпредом президента в округе была еще Валентина Матвиенко) механизм «воздушного такси». Стоимость полета в Москву или Питер была также приравнена к поездке на поезде «Янтарь». Однако постепенно внимание к этому вопросу ослабло, и авиаперевозчики вновь установили такие цены, какие сочли нужными.
По мнению губернатора Георгия Бооса, дотирование калининградских авиаперевозок из бюджета -- экстренная мера. "Схема расходов федерального бюджета самая простая. К ней можно прибегать, когда нет системного выхода, возможности экономически решить проблему. А навсегда застраховать от подобных неурядиц может создание региональной авиакомпании и развитие конкурентной среды", -- считает г-н Боос. "При объеме инвестиций в 600 млн руб. и нашем блокирующем пакете акций в 150 млн мы получим регионального перевозчика с четырьмя самолетами, так называемого лоукостера, то есть в дешевой группе, может, и без бизнес-класса", -- поделился он с прессой своими планами. Губернатор отметил, что "эта тема уже проработана с иностранными инвесторами": "Перевозчик обеспечит нам географию полетов в Москву, Санкт-Петербург, несколько промышленных центров Урала, Сибири, Тель-Авив и два-три города Европы. А потом можно было бы наращивать количество самолетов и рейсов".