Время новостей
     N°101, 11 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2010
«Я видела, как к нам приближаются израильские военные катера»
Израиль вопреки давлению мирового сообщества решил создать внутреннюю, а не международную комиссию по расследованию гибели людей во время перехвата каравана судов «флотилии свободы». Несколько судов пытались доставить гуманитарную помощь палестинцам в секторе Газа в нарушение введенной израильтянами блокады. В ночь на 31 мая израильский спецназ, высадившийся на одно из судов, застрелил девятерых участников акции, еще около 50 получили ранения. Сейчас пресс-служба израильской армии сообщила, что в комиссию вошли военные специалисты, не участвовавшие в планировании и проведении операции. Возглавит расследование бывший глава национального совета безопасности Гиора Айленд. Комиссия должна подать свои выводы начальнику генштаба Израиля Габи Ашкенази до 4 июля.

Турция не собирается признавать результатов такого расследования, настаивая на проведении международного следствия. Из девяти погибших на пароме «Мави Мармара» восемь -- граждане Турции, еще у одного было двойное гражданство -- Турции и США. Вчера американский президент Барак Обама призвал Израиль снять «наиболее жесткие ограничения на помощь жителям Газы». Критика израильских властей звучит и внутри страны. Среди участников «флотилии свободы» была даже депутат израильского парламента от партии «Национальный демократический союз» (аббревиатура на иврите -- БАЛАД) 41-летняя палестинка Ханин ЗОАБИ. Члены ее партии -- по преимуществу израильские арабы. Депутат была на том самом судне, на котором произошли трагические события. О том, как все происходило, и своем видении развития ситуации она рассказала «Времени новостей».

-- Ваше участие в акции «флотилия свободы» вызвало бурю возмущения среди ваших коллег-евреев в парламенте да и вообще среди израильтян. Как вы можете объяснить эту реакцию?

-- Израильский политический менталитет не допускает наличия несогласных. Если вы не считаете, что Израилю позволено делать все, что ему вздумается, если вы не согласны с тем, что Израиль может спокойно нарушать международное законодательство без каких-либо последствий, то оказываетесь объектом нападок. Если вы не согласны с утверждением, что Израилю позволено убивать невинных людей, блокировать сектор Газа, оккупировать арабские земли, значит, вы здесь предатель. Особенно если вы палестинец.

-- Решение о блокаде сектора Газа приняло правительство Израиля. Почему, будучи депутатом кнессета, вы приняли участие в акции, которая считается в Израиле незаконной?

-- Это решение правительства Израиля не является законодательно закрепленным актом, к тому же в этой стране хватает откровенно расистских законов, против которых мы обязаны бороться. Блокада сектора Газа -- это волюнтаристское решение Израиля. Ни одна страна в мире не вправе решать за другой народ, тем более обрекать его на жизнь в тюрьме, что и происходит сейчас в Газе. Сектор Газа сегодня -- это оккупированная территория.

-- Решение о блокаде сектора было принято после того, как «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС) начало обстреливать Израиль самодельными ракетами. Эти обстрелы начались после того, как еврейское государство эвакуировало из сектора Газа все свои поселения...

-- Возражайте. Ваше право. Вы можете говорить все, что вам угодно.

-- Но ведь обстрелы израильской территории -- это факт, с которым даже вы не можете поспорить...

-- Нет, это неверно... Знаете, у меня нет сил отвечать на эти провокационные вопросы...

-- Иными словами, вы считаете, что Израиль оккупирует сектор Газа даже через пять лет после эвакуации оттуда всех еврейских поселений?

-- Сектор Газа находится под израильской оккупацией! Даже после вывода поселений Израиль продолжил контролировать сухопутную, морскую и воздушную границу сектора. Так что пусть не утверждает, что сектор -- это свободная территория.

-- Давайте поговорим об инциденте на борту судна «Мави Мармара». О чем вы подумали, когда увидели израильских командос?

-- Я была на третьей палубе. Я увидела, как к нам приближаются израильские военные катера и как с вертолета на палубу начали высаживаться солдаты. Я не думала, что Израиль будет реагировать таким образом. Я думала, что с нами они поведут себя мирно. Наверное, Израилю надоело бороться с рейдами «флотилии свободы», и поэтому его руководство решило устроить акцию устрашения с тем, чтобы другим миротворцам впредь неповадно было плыть в порт Газы с целью прорвать блокаду.

-- Однако некоторые из пассажиров судна напали на израильских солдат с палками и ножами в руках, а турецкие СМИ опубликовали слова некоторых из членов каравана -- они поднялись на борт судна с целью стать шахидами...

-- Меня не интересуют, что говорят другие. Меня волнует лишь судьба палестинского народа. Атаковав судно, Израиль совершил акт агрессии против самой Турции.

-- То есть сопротивление израильским солдатам было законным?

-- Что они уж такого сделали? Лично я ничего не видела...

-- Но ведь появившиеся в прессе кадры вы наверняка видели.

-- (Кричит) А вы видели, что творится в Газе? Почему Израиль думает, что ему все дозволено?! Еще раз повторяю, у Израиля не было никакого права осуществлять силовой захват судна, так как оно в тот момент находилось в международных водах. Этой атакой Израиль нарушил международные правовые нормы. Что же касается солдат, которым, как вы говорите, было оказано сопротивление, пусть предъявляют претензии к тем, кто их туда послал: премьер-министру Биньямину Нетаньяху, министру обороны Эхуду Бараку, начальнику генштаба армии Габи Ашкенази. Ответственность за все лежит только на них.

-- Эти же люди приняли решение о создании комиссии по расследованию обстоятельств данного инцидента.

-- Не верю я ни в какую комиссию по расследованию, если она создана Израилем. Не верю, что это государство способно объективно проверить действия собственной армии. Я требую -- и весь мир вместе со мной требует -- немедленного создания международной комиссии. Пусть израильские солдаты не нарушают нормы международного права, и тогда они не будут бояться за свои жизни. Представьте, если бы Израиль атаковал турецкую военную базу где-нибудь в Анталье, каковы в таком случае будут последствия? Будете в таком случае обвинять Турцию в военной реакции на акт агрессии? Что же тогда говорить об оказанном на борту «Мави Мармара» сопротивлении? Ну давайте отвечайте на мой вопрос!

-- Могу лишь сказать, что турецкая военная база в Анталье не обстреливает ракетами израильскую территорию в отличие от боевиков ХАМАС в секторе Газа.

-- Наше судно везло в сектор не ракеты, а гуманитарную помощь. Да, там был запрещенный Израилем к ввозу в сектор цемент. Израиль опасается, что он будет использован движением ХАМАС для строительства бункеров. А мы утверждаем, что он пойдет на строительство школ, больниц и домов. Люди в Газе живут в нечеловеческих условиях!

-- Но ведь Израиль поставляет гуманитарную помощь в сектор. Более того, «Мави Мармара» было предложено проследовать в порт Ашдода, откуда груз после проверки был бы переправлен в Газу. Впоследствии так и было сделано, но ХАМАС до сих пор отказывается принять этот груз. Вы не знаете почему?

-- Думаю, они примут его. Но проблема не в этом. Я вообще не хочу, чтобы палестинский народ в секторе Газа жил за счет гуманитарной помощи. Я хочу прорвать израильскую блокаду!

-- То есть целью «флотилии» была не доставка гуманитарной помощи палестинцам, а попытка прорыва блокады сектора?

-- Мы преследовали обе эти цели. Наша флотилия называлась «Свобода Газе!» Мы хотим сделать сектор Газа свободным. У нас была четкая политическая цель: продемонстрировать, что блокада сектора -- это преступление, которое совершает Израиль.

-- А лично для вас что было важнее: доставить гуманитарный груз палестинцам или пойти на конфронтацию и продемонстрировать ваши политические цели?

-- (После некоторого молчания.) Я больше не желаю об этом говорить, я устала от ваших провокационных вопросов.

Беседовал Дмитрий ДУБОВ, Тель-Авив
//  читайте тему  //  Израиль и Палестина