|
|
N°100, 10 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Где сели -- там и слезайте
Правительство Меркель отказывает Opel в кредитных гарантиях
Сегодня в Берлине должна быть окончательно подведена черта под многомесячным торгом между правительством Германии и концерном General Motors с его дочерней компанией Opel. Цена вопроса составляет 1,1 млрд евро -- именно на такую сумму автопредприятие со штаб-квартирой и основным производством в Рюссельсхайме под давлением глобального финансового кризиса затребовала кредитные гарантии от федерального центра и земель. Теперь канцлер Ангела Меркель, выступавшая за продажу Opel консорциуму Magna/Сбербанк, лично взялась поставить точку в «нездоровых» отношениях с GM. На сегодня в ведомство федерального канцлера приглашены премьер-министры четырех федеральных земель, где существуют заводы Opel: Гессена, Северного Рейна -- Вестфалии, Тюрингии и Рейнланд-Пфальца.
Представительному собранию, похоже, лишь предстоит одобрить уже принятое политическое решение: госгарантий со стороны федерального правительства в пользу Opel не будет.
В последние дни представители фракций обеих партий, входящих в правительственную коалицию, по сути, в унисон высказались против финансовой поддержки Opel. Депутат бундестага Михаэль Фукс, возглавляющий совет средних предпринимателей в ХДС/ХСС, подчеркнул, что в последнее время концерн General Motors получил 865 млн долл. прибыли. «Обязанность помогать своему дочернему предприятию лежит на GM, коалиционное правительство не имеет права разбрасываться деньгами налогоплательщиков в пользу концернов», -- заключил он.
Федеральный министр экономики Райнер Брюдерле еще вчера утром прозрачно намекал, что Opel не является непосредственной жертвой кризиса, а потому не может претендовать на субсидии. «Я не хочу забегать вперед решения, которое будет принято по итогам специального совещания у канцлера, -- сказал министр в эфире телеканала ARD, -- но сам я всегда скептически рассматривал возможность таких госгарантий». Разумеется, продолжал г-н Брюдерле, надо считаться с нуждами работников предприятия, но, с другой стороны, следует относиться к Opel, как к любому другому предприятию. Министр также считает, что земельные правительства могут сами решать, как им строить свою политику в отношении предприятий автоконцерна, расположенных на подведомственных им территориях.
Но уже к вечеру г-н Брюдерле свободно «забежал вперед решения», заявив, что запрос General Motors на получение кредитных гарантий отвергнут. Он подчеркнул, что американский концерн, «располагающий ликвидными средствами на суммы свыше 10 миллиардов», в состоянии собственными силами осуществить необходимую модернизацию предприятия.
Ожидается, что на сегодняшнем совещании у Ангелы Меркель «земельные князья», как называют в обиходе руководителей провинций, предпримут попытку в последнюю минуту убедить канцлера в целесообразности кредитных гарантий для Opel. Но, видимо, разговор может идти лишь об альтернативных решениях, нацеленных на социальную стабильность (с производственной точки зрения, впрочем, эксперты видят альтернативу в помощи со стороны Европейского инвестиционного банка, который согласился бы субсидировать для Opel долгосрочное развитие новых передовых технологий).
На фоне этого трудовой коллектив Opel вновь переживает период высшего социального накала. Без государственной поддержки, открыто заявляют руководители завода в Рюссельсхайме, General Motors лишь ужесточит свой курс на «оздоровление» предприятия. В этой связи высказываются опасения, что могут оказаться закрытыми производства в Бохуме и Айзенахе. Таким образом, под угрозой вновь оказались тысячи рабочих мест как на заводах Opel, так и у их смежников и поставщиков. В настоящее время на предприятиях Opel в Германии трудятся 25 тысяч человек. Если они останутся без работы, предупреждают представители заводских коллективов и профсоюзы, государству это обойдется дороже вдвойне: казна не только лишится налоговых поступлений от концерна, но и будет вынуждена выплачивать пособия по безработице. Если же Opel будет объявлен банкротом (а европейское подразделение General Motors показало по итогам первого квартала года убыток в размере 500 млн долл.), то казне это обойдется, как считают эксперты, в 3--4 млрд евро. На этом фоне требование о госгарантиях «всего» на 1,1 млрд евро выглядело куда как более скромно. При этом потребители продукции Opel убеждены, что компания заслуживает лучшего. Новая модель Insigna в настоящее время носит титул «Автомобиля года», хороших отзывов удостоена также и новая Meriva.
Юрий ШПАКОВ, Берлин