Время новостей
     N°100, 10 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.06.2010
Крест на полумесяце
Список российских национальных праздников может превратиться в проблему
Решение Дмитрия Медведева об учреждении нового государственного праздника, Дня крещения Руси, уже вызвало и еще может вызвать ответные инициативы. Депутаты законодательного собрания Республики Татарстан предложили учредить День принятия ислама.

1 июня президент Медведев подписал указ, по которому 28 июля войдет в список официальных праздников как День крещения Руси. Предвидя возражения со стороны сограждан, которые не имеют отношения ни к православию, ни к христианству вообще, глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Илларион вчера пояснил, что новый праздник касается всех россиян, независимо от их религиозных убеждений. «Приняв крещение и крестив Русь, святой равноапостольный князь Владимир сделал цивилизационный выбор, включив Русь в семью христианских и европейских народов», -- сказал митрополит Илларион.

Митрополит Илларион говорил о событиях древнерусской истории на встрече с сотрудниками МИДа, которым, возможно, нелишне порой напоминать о принадлежности России к семье европейских христианских народов. Однако на территории России есть народы, которые тоже относят себя к европейским, но не к христианским. Экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев сообщил в интервью Интерфаксу, что «в связи с принятием Дня крещения Руси у представителей традиционных конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) возникают вопросы, и прежде всего это касается мусульман. Ведь ислам -- вторая по числу приверженцев религия в России. Исповедуют ислам более 20 млн россиян». Бывший президент Татарстана сослался на исторические источники, из которых следует, что если Русь приняла христианство в 988 году, то ислам на Волгу пришел не позднее 922 года, то есть на 66 лет раньше.

Госсовет Татарстана предложил учредить еще один государственный праздник, День принятия ислама, и отмечать его 16 мая. «Если предложение Госсовета Татарстана не будет поддержано на уровне Госдумы, то наш парламент может принять постановление о внесении в календарь памятных дат в Татарстане Дня принятия ислама», -- сказал г-н Шаймиев. И напомнил, что как только Рождество стало в России официальным праздником, Татарстан тут же придал аналогичный статус главному мусульманскому празднику Курбан-байрам.

«Территорию нашей страны населяет многонациональный и многоконфессиональный народ со своими заботами как материальными, так и духовными, -- напомнил Минтимер Шаймиев, говоря уже обо всей России. И вернулся к активно обсуждавшейся в первый год президентства Дмитрия Медведева теме самостоятельности субъектов федерации: -- Если органы власти на местах отвечают за часть территории РФ, то почему не держать совет с ними в таких непростых вопросах? Ведь руководители регионов занимают свои места не только для того, чтобы заниматься решением исключительно вопросов ЖКХ, как это принято считать на федеральном уровне».

Татарстан, без сомнения, является территорией, где вопросы межэтнического и межконфессионального взаимодействия регулируются гораздо тоньше, чем во многих других регионах РФ, да и в целом в стране. Но именно он стал первой территорией, довольно резко отозвавшейся на предложение о новом государственном празднике. Между тем вполне можно ожидать, что свой голос в поддержку празднования Дня принятия ислама поднимут и мусульмане Северного Кавказа, куда ислам исторически пришел на два с половиной столетия раньше, чем на Волгу.

Дагестан считается первым по хронологии российским регионом, где религия пророка Мухаммада восторжествовала еще при его ближайших последователях. По самой дате праздника не исключены разночтения, но идею, высказанную татарстанскими законодателями, Северный Кавказ вполне способен поддержать. Если День принятия ислама появится в календаре, он будет означать, что цивилизационный выбор князя Владимира поддерживают не все. А если не появится, мусульмане будут чувствовать себя ущемленными. Похоже, у патриархии в этом контексте остается лишь один повод для радости: татарстанцы предлагают отмечать День принятия ислама 16 мая, а новый официальный праздник намечен президентом на 28 июля. Так что православные отметят свою дату уже в этом году, а мусульманам останется ждать следующего.

К сожалению, пока не похоже, чтобы части полиэтничного и поликонфессионального общества, населяющие Россию, двигались к сближению. В конце мая, к примеру, Верховный суд Чечни постановил изъять том Большой Российской энциклопедии издательства «Терра», где содержится статья о чеченцах, которую чеченский же суд признал экстремистской. Персонал «Терры» изумлен, поскольку оспариваемая чеченскими заявителями часть статьи -- в основном близкий к тексту пересказ дореволюционных источников, которые к экстремистским отнести трудно. Заявителей же, в частности, возмутили эпизоды статьи относительно рода занятий чеченцев на исходе и после Большой Кавказской войны XIX века (в этом контексте упоминается, к примеру, разбой) и некоторые другие части текста, относящиеся к событиям 1990-х годов, в том числе к изгнанию из Чечни большей части русского населения.

Том энциклопедии приравняли таким образом к экстремистской литературе, под телекамеры изымаемой оперативниками из ваххабитских схронов. Верховный суд Чечни -- все-таки не высшая инстанция российской судебной системы. Но пока межнациональная дружба обостряется на уровне изъятия книг, депутаты Московской городской думы вчера в очередной раз предложили старый рецепт укрепления интернационализма: за экстремизм и преступления на национальной почве наказывать жестче, а публичное упоминание этнической принадлежности любых преступников запретить. Авторы инициативы как будто не замечают, что в таких случаях ненависть к тем, кто совершает преступления, не становится меньше или больше. Зато она скорее обращается против тех, кто отказывается называть вещи своими именами.

Иван СУХОВ