|
|
N°100, 10 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Принуждение к миру
«Ред Булл» избежал последствий внутреннего конфликта
Пилоты команды «Ред Булл» , устроившие самоубийственное шоу на Гран-при Турции, получили хороший урок и не собираются развязывать междоусобную войну. Но все ли вопросы сняты в преддверии очередного этапа Королевских гонок, который состоится в ближайшее воскресенье в Канаде?
Ключевой момент гонки в Стамбуле произошел на 40-м кругу, когда Себастьян Феттель принялся атаковать своего партнера по команде австралийца Марка Уэббера, лидировавшего со старта. Более быстрый Феттель уже почти закончил обгон, но выйти вперед ему все-таки не удалось: машины, долго двигавшиеся в опасной близости, непонятным образом коснулись друг друга (казалось, что болиды не меняли траектории движения) и вылетели с трассы. Уэбберу все же удалось продолжить гонку, добраться до боксов, заменить разбитый носовой обтекатель и финишировать третьим. Его же более неудачливый напарник в это время бушевал в моторхоуме команды, всем своим видом давая понять, кого он считает виновником аварии. Казалось, войны «под крышей» не избежать.
Но скандал в благородном семействе обернулся тихим примирением. Без покаянных речей, чьих-либо извинений, поиска виноватых и руководящих оргвыводов. Обе стороны признали, что в гонках бывает и не такое и отказываться от борьбы в погоне за результатом неспортивно. Пилоты пообещали и дальше сражаться друг с другом без компромиссов, но «оставляя место» сопернику. Несмотря на упущенную победу, команда заработала дополнительное уважение и у болельщиков, и у конкурентов, отказавшись от командной тактики. Но действительно ли во время гонки командование «Ред Булл» устранилось от руководства, позволив своим гонщикам затеять этот «смертельный» аттракцион?
На самом деле столкновение двух «быков» было если не напрямую спровоцировано поступавшими с командного мостика рекомендациями и приказами, то в значительной мере вызвано именно разной тактикой, которую определяют гоночные инженеры и шеф команды Кристиан Хорнер. После половины дистанции Уэбберу поступил приказ перейти на режим экономии топлива, что означало потерю скорости. Однако Феттелю удалось сохранить больше бензина, чем оставалось у напарника. Это и позволило немцу в течение нескольких кругов поддерживать более быстрый темп и пойти на обгон. Но если обе машины абсолютно идентичны, то каким образом Себастьяну удалось так экономно распорядиться своим запасом горючего? Не была ли разница в количестве топлива спланирована? И если да, то кем?
В комментариях, прозвучавших сразу после гонки из уст первых лиц австрийской конюшни, сквозили неприкрытые обвинения Марка Уэббера в происшедшем столкновении. Хорнер заявил, что Феттеля не в чем упрекнуть. Хотя на видеоповторе с камеры на машине Себастьяна видно, что именно он сделал движение рулем в сторону австралийца. По мнению главы команды, немцу просто ничего не оставалось -- Марк слишком жестко прижал его к краю трассы. Спортивный консультант «Ред Булл» Гельмут Марко рассказал, что Уэббера проинформировали о более быстрой машине Феттеля, которому приходилось отбиваться от прессинга со стороны Льюиса Хамильтона. Естественно, открыто Марку никто не приказывал пропустить немца. Уэббер же не мог понять, почему его партнер едет быстрее. На его запросы по радио никто толком не мог объяснить, что происходит на самом деле. Но в командах, где пилоты формально имеют равный статус, не принято делиться информацией о выборе стратегии на гонку. Себастьян из-за поломки стабилизатора в квалификации не смог побороться за поул, поэтому ему нужен был хитроумный план, позволявший сохранить больше топлива к определенному моменту и за счет этого улучшить свою позицию: ведь стартовал он с третьего места -- второе неожиданно занял Хэмилтон. А команда, чувствуя долю вины за недосмотренный во время квалификации дефект, дала разрешение на осуществление этого плана, не поставив в известность второго гонщика.
Можно ли говорить о заговоре против Уэббера? В любой команде, конечно, есть любимчики. В «Ред Булл» в принципе не скрывают, что более молодой Феттель, которому пророчат лавры Михаэля Шумахера, несмотря на провозглашенное равноправие пилотов, в ранге чемпиона для команды все-таки предпочтительнее. Но австралиец, выиграв в двух гонках кряду, заявил о своих претензиях на титул. Победи он в третьей раз, Феттелю был бы нанесен болезненный удар по самолюбию. Если бы у руководства конюшни действительно созрела идея придержать разогнавшегося пилота, не вызывая подозрений в фаворитизме, то организованный «бензиновый кризис» у одного гонщика, дающий преимущество другому, -- наиболее подходящий к этому случаю сценарий. Например, небольшие заминки на пит-стопе, какие часто случались в «Феррари» у напарников Шумахера, всегда выглядят подозрительно. Здесь же все предельно ясно и прозрачно. Правда, у пилотов даже в режиме экономии остается возможность прибавить в скорости, и Уэббер вполне мог воспользоваться этим, чтобы не позволить Феттелю завершить обгон. Аналогичная ситуация, возникшая между двумя «Макларенами» на той же трассе, закончилась тем, что Хэмилтону удалось отстоять свою позицию, несмотря на более быструю машину у Дженсона Баттона.
Остыв, Хорнер признал, что Феттель допустил ошибку и также виновен в аварии. Команда провела несколько собраний с подробным разбором инцидента, гонщики выразили друг другу уважение, а руководство вновь подчеркнуло их абсолютное равенство. Победителей не судят, поэтому вышедший в лидеры личного зачета Марк Уэббер не только избежал санкций со стороны руководства за проявленное упрямство, но даже подписал новый договор с «Ред Булл». Может быть, принуждение напарников к миру пойдет команде на пользу, и она сможет сплотиться перед лицом резко прибавившего опасного соперника, каким неожиданно показал себя в Турции «Макларен». Но, вероятно, в команде попросту не захотели выносить сор из избы, и напряжение, вылившееся в открытый конфликт на трассе, просто загнали вглубь, что чревато еще более непредсказуемыми проявлениями. Предстоящий визит в Канаду на знаменитый автодром имени Жиля Вильнева, как раз отличное испытание достигнутого перемирия. Эта тяжелая трасса, как никакая другая, служит лакмусовой бумагой для определения слабых и сильных сторон не только отдельных спортсменов, но и целых команд.
Дмитрий СИТНИК