|
|
N°100, 10 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без которой нам не жить
«Команда А» на экранах Москвы и всего мира
«Можно выполнить задание правильно. Можно неправильно. А можно -- так как вы». Лучшего вердикта «Kоманде А», четверке бравых парней под руководством полковника Джона Смита по прозвищу Ганнибал (Лайам Нисон) вынести невозможно. Они служили вместе долгие годы, пока наконец в Ираке не попали в прихотливо расставленные силки недоброжелателей: их подставили, опозорили, вычеркнули из списка живых.
Но они не собираются сдаваться. И вот Ганнибал прикуривает свою неизменную сигару, Красавчик Пек (Брэдли Купер) с легкостью меняет автомобильные покрышки, в которых его собирались сжечь заживо латиноамериканские наркобароны, на плейбойский костюм, громила Баракус (Куинтон Джексон) вынужден поступиться принципами и найти в наследии своего любимого Ганди не только пацифистские максимы, а вертолетчик Мердок (Шаррлто Коупли), едва скинув смирительную рубашку раскручивает лопасти...
Оригинальная «Команда А» -- телесериал, покорявший экраны в середине 80-х годов и ставший одним из архетипических символов этого десятилетия, -- была развлечением более чем специфическим. Казалось, что однотипные истории о квартете вьетнамских ветеранов, совершавших невообразимые подвиги, разыграны перед громоздкой ветхозаветной видеокамерой с помощью набора пластмассовых солдатиков каким-нибудь впечатлительным тинейджером. К нему время от времени присоединяется принявший на грудь, но благодушный папаша, расцвечивающий бесконечные «бдыжжь-бдыжжь» солоноватыми шуточками и с хмельным подмигиванием норовящий включить в игру Барби младшей дочурки. Понятно, что в таком виде переносить сериал в новый миллениум было бы несколько странно, и поэтому с кукольной комедией решили провернуть примерно тот же трюк, что с Джеймсом Бондом. И позвали Джо Карнахана.
К режиссеру и сценаристу Карнахану идеально подходит определение, которое дают в одном из эпизодов новой «Команды» капитану Мердоку -- «безумец, но вменяемый». В фильмах Карнахана даже самые запредельные проявления «темной стороны» (вроде триумфа алчности и прочих пороков в принесшем ему славу «Наркобароне» или вакханалии избыточного насилия в культовых «Козырных тузах», или наоборот) становились художественным приемом, но не объектом смакования, а способный вызвать головокружение синкопированный монтаж был неизменно подчинен пусть несколько механистичной, но все-таки гармонии. В свое время Карнахан должен был снимать третью серию широкоэкранной версии другого телесериала -- «Миссия невыполнима». С приключениями Итана Ханта не сложилось, но идея использовать Карнахана в качестве мастера экстра-класса, способного собрать из любой швейной машинки полноценный автомат Калашникова, не пропала. И с ребрендингом легендарных телеприключений он справился безукоризненно.
Фильм явил собой пример практически идеального кастинга. На роль Баракуса не без оснований претендовала целая компания рэперов (Карнахан всегда охотно их снимает), откликающихся на имена вроде Кубик Льда, Давай-Давай и Игра, но в конце концов персонаж в полном соответствии с традициями достался профессиональному рестлеру, у которого, впрочем, с псевдонимом тоже все в порядке: на арене, где проходят бои между представителями разных школ боевых искусств, новоявленный Баракус Куинтон Джексон известен как Неистовый. У него, впрочем, уже имеется некоторый опыт работы в кино, да и вообще видно, что Неистовый очень трогательно старался. Трое его заединщиков тоже собрались вместе не просто так: все они в последнее время появились в нечаянных хитах-слиперах, с лихвой оправдавших ожидания, -- Нисон в «Заложнице», Купер в «Мальчишнике в Вегасе», а Копли в «Районе №9» (причем, заметим, все эти фильмы эксплуатировали уже, казалось бы, напрочь отработанные жанры) -- и аудитория с некоторым недоумением осознала, что именно на эти лица им сейчас хочется смотреть. Ну а Джесика Бил (в роли той самой помянутой Барби, то есть агента Сосы, вынужденной разбавлять сложившийся казарменный коллектив) в принципе не в состоянии оказаться некстати. Она и не оказывается, даром что единственная из исполнителей главных ролей не смотрела первоисточник и даже не пыталась прикинуться его фанаткой.
Что, в сущности, особенно и не требовалось -- нынешняя «Команда А» представляет собой чуть более многослойный палимпсест, чем кажется на первый взгляд. Отталкиваясь от восьмидесятнического кича и во много даже прикрываясь им, Карнахан работает на совсем другом поле. Источник его вдохновения -- боевики уже следующего десятилетия, это фильм не 80-х, а 90-х -- времени «Стирателя», первой части «Миссия невыполнима», «Трех королей», времени, когда жанр еще отчаянно пытался уцепиться за традиции и каноны под натиском виртуальных аттракционов, безуспешно пытаясь приспособить семимильные достижения компьютерной графики под свои задачи, для подстраховки имитируя ретро в тот момент, когда их собственный стиль еще далеко не исчерпал свои возможности. И «Команда А» в ее нынешнем виде кажется вполне адекватным продолжателем той традиции. Так что настоящий принципиальный ремейк все еще впереди. Сказав «А», придется пройти и все остальные буквы алфавита.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ