|
|
N°100, 10 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Надежды юношей питают
В Доме музыки показали работы молодых хореографов
Вечер Terra musica, устроенный Международной творческой мастерской Юрия Абдокова, объединил музыкантов и сочинителей танцев. Первое отделение было отдано недавно (в 2008 году) созданной камерной капелле «Русская консерватория», второе и третье -- выпускникам Московского хореографического училища, которым поставили номера молодые хореографы Константин Семенов и Кирилл Радев. И капелла, которой руководит двадцатипятилетний дирижер Николай Хондзинский, и Семенов с Радевым не относятся пока что к громким московским ньюсмейкерам, главные дороги их впереди. Тем не менее Театральный зал Московского международного дома музыки был заполнен до отказа: так редко возникают в афишах новые имена балетмейстеров, что на каждую такую презентацию собирается вся старая околобалетная гвардия и весь критический цех. Мотив понятен: а вдруг случится чудо, вдруг мы получим обещание нового лидера в бедном сочинительскими талантами пространстве. Той же надеждой живут и юные артисты и потому рады поэкспериментировать даже в сверхгорячую для них пору выпускных экзаменов и просмотров в труппы.
Что ж, главное, что можно сказать по результатам премьерного вечера, -- сочинители принадлежат своему времени. Это, между прочим, очень немало для балета -- каждые четыре года на конкурсе в Большом театре мы видим, как юные авторы выдают монологи и дуэты, прописанные языком годов пятидесятых и семидесятых, с новеньких костюмов осыпается пыль тоскливой старины. Миниатюры Семенова и Радева современны; в большинстве своем это негромкий хореографический евростандарт. Ну да, хотелось бы другого, хотелось бы открытий, собственного языка, а не трансляции выученных (пусть и красивых, пусть и правильно произнесенных) чужих фраз. Но и воспроизводство евростандарта стоит приветствовать -- как мебель из ИКЕА, что не сравнится с сотворенной в эпоху Людовика XV, но все же имеет массу достоинств.
Константин Семенов, которому 26, после окончания московской школы служит в кордебалете Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Музыкальный театр в последнее время занят тем, что собирает у себя коллекцию творений значительнейших современных хореографов -- уже есть в репертуаре Ноймайер и Дуато, в июле ожидается премьера Килиана. 29-летний Кирилл Радев, после окончания Вагановского училища несколько лет жизни убивший в разухабистой труппе «Имперский русский балет», сейчас танцует в Испании, в труппе Анхеля Корейя. То есть у обоих есть возможность смотреть и воспринимать. Вот они смотрят и воспринимают. И ставят то, что могут.
Константин Семенов, например, «Сарабанду» на музыку Диего Ортиса, где вчерашние школьники Екатерина Беседина и Артемий Беляков под музыку XVI века играют в барочную галантность, лишь чуть-чуть обозначая ее кистями рук и легкими намеками на куртуазные поклоны. А также «Человек исчезает как тень» на музыку обитателя XVII столетия Стефано Ланди, где даже сжатые кулаки и угрожающие позы молодых людей (заняты выпускники Георгий Гусев, Владислав Борисов, уже работающий в Большом Дмитрий Дорохов и артистка Музыкального Екатерина Иванова) не превращают миниатюру в подражание «Спартаку», которым так грешит множество московских юнцов. Здесь тихая вязь, изящное плетение, игра с графикой -- смотреть одно удовольствие. И ровно то же самое -- изящество, негромкая конструкция, отсутствие пафоса -- можно сказать про двадцатиминутную одноактовку Кирилла Радева «Симфониетта» на музыку Бориса Чайковского. И ничего больше, ничего выделяющего из евростандарта. Разве лишь коллеги хореографа из Балета Анхеля Корейя танцевали много небрежнее школьников...
Отрицательный результат -- тоже результат? Ну да, пожалуй. Новых сочинительских звезд в этот раз на горизонте не обнаружилось. Обнаружились два молодых человека, составляющих скромные композиции, приятные для глаз. В наше время уже немало.
Анна ГОРДЕЕВА