Время новостей
     N°99, 09 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2010
Украинское небо откроется через год
IATA дает хорошие прогнозы
Генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта IATA Джованни Бизиньяни (на снимке), восемь лет возглавлявший это объединение крупнейших коммерческих авиакомпаний мира, решил подать в отставку. Об этом он объявил на завершившейся вчера в Берлине ежегодной глобальной конференции IATA.

Отставка будет официально принята летом 2011 года, на следующей конференции. Момент для ухода главы IATA выбран очень удачно: только что опубликован прогноз ассоциации о том, что мировая гражданская авиация впервые с 2007 года закончит текущий год с прибылью -- она составит 2,5 млрд долл. Еще в марте IATA прогнозировала убыток 2,8 млрд долл. Практически весь период «правления» г-на Бизиньяни пришелся на разные кризисы, которые чередой сменяли друг друга в мировой авиатранспортной отрасли. Атаки террористов, экзотические болезни, колебания цен на топливо и, наконец, извержение исландского вулкана сделали воздушные перевозки убыточным бизнесом.

Впрочем, перед уходом г-н Бизиньяни, судя по всему, рассчитывает украсить свой послужной список достижениями. Как стало известно «Времени новостей», сразу же после завершения берлинской конференции он отправляется с визитом на Украину. Пресс-служба IATA предпочла не раскрывать раньше времени цели и задачи этой командировки. Однако украинский вице-премьер Борис Колесников, как сообщает агентство Avia.ru, 7 июня заявил, что Евросоюз и Украина могут подписать договор об «открытом небе» в 2011 году. «Нам осталось сделать буквально несколько шагов. Я не вижу препятствий для того, чтобы Украина получила статус «открытого неба» в следующем году», -- сказал вице-премьер. Он добавил, что кабинет министров Украины и местная государственная авиационная администрация активно работают над решением вопроса. Принцип "открытого неба" подразумевает, что договаривающиеся страны снимают друг для друга ограничения в своем воздушном пространстве на выбор маршрутов, количество допущенных авиакомпаний, частоту полетов т.п. В случае "открытого неба" допускается практически неограниченная конкуренция авиаперевозчиков, не взирая на их национальную принадлежность. То есть украинские авиакомпании смогут работать на любых европейских маршрутах, но вынуждены будут мириться с присутствием иностранных конкурентов на своем внутреннем рынке.

На постсоветском пространстве еще никому не удалось договориться с Евросоюзом об «открытом небе». Более того, российские транспортники к подобному соглашению не стремятся, считая идею «открытости» воздушного пространства угрозой национальным интересам. Гендиректор IATA является известным сторонником и пропагандистом «открытого неба». Кроме того, он систематически выступает за отмену ограничений на участие иностранцев в капитале авиакомпаний. Такие ограничения, как известно, есть не только в России, но и, например, в США. IATA и ее глава, конечно, не имеют полномочий заключить европейско-украинский договор. Но нетрудно догадаться, что в лице г-на Бизиньяни киевские власти имеют твердого сторонника и лоббиста.

Излагая в Берлине свои взгляды на то, какой будет мировая гражданская авиация к середине текущего века, глава IATA не поскупился на оптимистические заявления. Рентабельность авиакомпаний к тому времени достигнет 10%, двусторонние соглашения о воздушном сообщении и ограничения на иностранные инвестиции в авиацию останутся в прошлом, доля авиационных происшествий снизится почти до нуля, а выброс парниковых газов самолетами сократится наполовину. Такие прогнозы содержатся в документе Vision 2050, оглашенном на прошедшей годовой конференции. Едва ли не самым фантастичным из них выглядит обещание 10-процентной доходности. Этот показатель в авиационном бизнесе даже в благополучные времена традиционно измерялся однозначными числами. А череда кризисов приучила авиакомпании к отрицательным величинам. Сбудется Vision 2050 или нет, мы узнаем через 40 лет.

Михаил КУКУШКИН, Берлин