|
|
N°136, 31 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гоша Куценко: «Сейчас кино само бегает за людьми»
Гоша Куценко -- одно из самых заметных лиц нынешнего киногода. На «Кинотавре» в конкурсе дебютов были представлены два фильма с его участием: «Дорога» Натальи Петровой и «Смеситель» Александра Шейна. На XXIV Московском МКФ Куценко можно было увидеть и в конкурсном фильме «Одиночество крови», и в «Антикиллере» Егора Кончаловского, где он сыграл майора Коренева по кличке Лис, борца с преступностью и жестокого мстителя. Даже его появление в небольшом эпизоде режиссерского дебюта Филиппа Янковского «В движении» было встречено публикой на премьере в «Пушкинском» аплодисментами. Гоша Куценко -- это сейчас модно. Но в большом кинематографическом мире его пока что воспринимали скорее как персонажа светской хроники, нежели как серьезного актера. Этот год может стать для Куценко переломным. А может быть, и этот день. Сегодня выходит в прокат «Антикиллер». С Гошей КУЦЕНКО беседовала Вита РАММ.
-- Ваша актерская карьера развивалась непрямым путем. Ведь школу-студию МХАТ вы закончили давно...
-- Вот, мы с вами сидим напротив моей школы-студии. Тогда это был проезд Художественного театра, сейчас -- Камергерский переулок. Они разные по своему виду, по состоянию. Я учился на курсе у Михаила Ивановича Тарханова. Мой любимый педагог по сценической речи -- Ольга Юльевна Фрид, мои педагоги -- Анна Михайловна Камолова, Михаил Лобанов, Евгений Радомысленский. Я картавил, поэтому еще на третьем туре и назвался вместо Юрия Гошей, чтобы избежать еще одной садистской улыбки Олега Павловича Табакова. Никогда не забуду, как четырнадцать лет назад нам объявляли списки поступивших. Мы сидели все такие свободные, счастливые: впереди вся жизнь. Но впереди оказалось громкое, дружное «нет» нескольких московских театров по окончании курса, потуги антрепризы, огромное количество эпизодов в кино. Потом -- рекламное агентство с Романом Прыгуновым, Филиппом Янковским и Сергеем Никольским. Потом -- какое-то кино. Затем -- Кино. А сейчас у нас с Юсупом Бахшиевым и Виктором Такновым компания MB production. Мы выпустили скромный, но внятный «Апрель», сейчас -- «Антикиллер». Думается, время не тратилось впустую, но ждать настоящих ролей пришлось долго.
-- Вы из актерской семьи?
-- Мои родители к актерскому миру не имеют никакого отношения. Папа работал в министерстве радиопромышленности. Мама -- врач. Помню, своим решением бросить после третьего курса институт радиотехники, электроники и автоматики родителей огорчил довольно сильно. Папины друзья даже звонили в приемную комиссию школы-студии, чтобы меня не вводили в заблуждение относительно моих талантов.
-- Какое амплуа было у вас во время учебы?
-- Пока учился, старался всех удивлять своими отрывками. Надеюсь, отчасти мое амплуа -- удивлять, и оно остается при мне. И сценарии я выбираю по тому же принципу. Сначала должен удивиться сам, чтобы потом мог удивить зрителей.
-- Складывается впечатление, что именно ваши друзья -- режиссеры-дебютанты -- предложили вам то, чего вы так долго ждали?
-- Да, мои друзья наконец-то получили возможность снимать полнометражные фильмы. С ребятами мы давно сошлись в контексте творчества, каких-то хороших, добрых и жизненных иллюзий. Вместе путешествовали, хулиганили. Например, надевали тюбетейки, узбекские халаты и с магнитофонами, ковриками гуляли по Тверской, спрашивая на тарабарщине, как пройти на Казанский вокзал...
-- Что вы можете сказать о своем герое в фильме «Антикиллер»?
-- Мне сложно анализировать свою работу. Она еще во мне. Я понимаю, почему актеры так неловко говорят о своих персонажах. Мой Лис не то что бы антигерой, но в картине у него много сомнительных поступков.
-- У Жеглова из «Места встречи изменить нельзя» тоже не было сомнений, что в борьбе с преступностью все средства хороши...
-- Но у Жеглова был оппонент! И это двигало действие. Фильм Станислава Говорухина об этом. В финале «Антикиллера» оппонентами Лису должны стать сами зрители. Картина на самом деле о том, что перевелись у нас оппоненты. Лис -- трагическая фигура. Он сам себя уполномочил на борьбу с преступностью. Это фильм о нашем времени. Он ломкий по жанру -- мы его называем «психовик». Наш продюсер Юсуп Бахшиев большой поклонник азиатского кино. «Антикиллер» по духу ближе к современному корейскому, тайскому кино. Там не так много от европейских или голливудских фильмов.
- Вы уже запустили «Антикиллера 2». В новом фильме оппонент у Лиса будет?
-- Время, описанное в романе, настолько кусательное, поджигательное и взрывательное, что оппоненту нет места. Зато есть партнеры. Лис официально служит в мощной организации. Будет меньше криминального «психовика» первого «Антикиллера», больше драматизма. Для Лиса готовится любовная, я бы сказал, траектория.
-- Актерский состав «Антикиллера» впечатляет: Ульянов, Шакуров, Сидихин, Балуев, Бортник, Сухоруков...
-- По актерскому исполнению картина получилась выпуклая. Егор иногда провоцировал актеров не к прямой игре, снимал как бы их тени... К сожалению, из киноверсии пришлось вырезать много смешных сцен, много вроде бы второстепенных моментов, которые тем не менее проясняют поступки, реакции.
-- Ваше поколение в этом году заявило о себе как о единой команде. Кажется, ваша главная цель -- быть интересными зрителю.
-- Кино сегодня, скорее всего, индустрия. Оно больше связано с бизнесом, нежели с высоким искусством. В России формируется рынок, и в кино в том числе. Он требует новых идей, новых людей. Появляются первые продюсеры. Они считают деньги -- вложенные в проект, полученные за сборы. Они диктуют свои правила. Мы себя не считаем молодым поколением. За нами идут люди еще моложе. Просто не было рынка, не было в нас нужды, поэтому мы позже, чем хотели, заявили о себе. Нашим прежним заказчикам важнее всего было качество рекламного ролика. Их не волновали глубокие размышления о судьбах российской культуры, о разрыве связей между поколениями в кинематографе. Мы работали, но всегда ждали возможности снимать кино.
-- Но принято говорить и о «режиссерском послании». Что для вас мировоззрение в кино?
-- Если вспомнить ранние картины Чухрая, Озерова, Алова и Наумова, Хуциева, Михалкова-Кончаловского, то могу сказать, что время человеческих глыб закончилось. Тогда были свои традиции, были свои объяснения -- зачем и почему... Сейчас все разбежались по горизонтальной плоскости. Поэтому кино и развивается как бизнес, как индустрия. Сейчас оно само бегает за людьми, ищет своего зрителя. Это жанровое кино. У Натальи Петровой -- мелодрама, у Романа Прыгунова -- триллер, у Егора Кончаловского -- боевик. Я мечтаю об универсальной картине, такой, например, как «Кукушка» Александра Рогожкина. Это настоящее авторское кино, и вместе с тем оно открыто для любого зрителя. Это пример для нас всех и в продюсерской работе. Сергей Сельянов -- продюсер моего времени. Очень надеюсь поработать с ним.
-- Ваши продюсерские планы?
-- С французскими партнерами разрабатывается проект по Михаилу Булгакову -- «Морфинист». Режиссером этого фильма будет Егор Кончаловский. Есть идея снять фильм по повести Алексея Слаповского «Висельник». Есть еще ряд проектов. Они все для меня интересны. Я знаю, о каких людях они и для каких людей. Я вижу, что люди вновь стали ходить в кинотеатры. Им там комфортно. И им вновь интересно то, что происходит на экране. Они начинают доверять российскому кино. Я считаю, что во всех городах России должны висеть растяжки с призывами смотреть российские фильмы. А то у нас самым модным буквосочетанием сейчас стало слово «эпиляция». Все как-то вырывается с корнями. Министерства культуры и образования должны в срочном порядке начать устраивать для детей, школьников некоммерческие показы новых российских фильмов, чтобы поход в кино стал привычкой. Чтобы они отличали художественный фильм от кино телевизионного, а телесериал от рекламы!
-- У вас самого есть режиссерские амбиции?
-- Нет. Никогда не было и не будет. Режиссура -- это совсем другой способ восприятия мира. Я скорее стал бы кинооператором, если бы можно было начать все сначала.
Беседовала Вита РАММ