|
|
N°136, 31 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жизнь удалась
Айдан Салахова отметила десятилетие своей галереи
В галерее «Айдан» собрался московский арт-бомонд. Приглашенные -- все в белом -- танцевали в темноте, на стенах светились имена художников, на столе -- огромный белоснежный торт. Картины веселью не мешали -- юбилейная выставка откроется через пару дней. День рождения был организован стильно и рационально. Как все, что делает Айдан Салахова. Без излишеств, но убедительно. Самая роскошная и элегантная галеристка Москвы дала галерее свое имя и стала ее лучшей рекламой.
Для новых русских и старых советских дочь известного советского художника и художественного функционера Таира Салахова Айдан -- своя. Она унаследовала деловые способности и железную хватку отца и упорно пытается поженить искусство с коммерцией. Нет сомнений, что преуспела бы она при любом режиме. Но так случилось, что балованная девочка оказалась ледоколом российского художественного рынка, его железной леди. Айдан легко адаптирует причудливые и не всегда аппетитные продукты современного искусства на потребу денежной публике, сервирует самое для нее удобоваримое -- «новый русский классицизм» -- и умеет одним своим видом убедить сомневающихся в том, что современное русское искусство чего-то да стоит. Пока в этом бизнесе присутствует Айдан, подъем цен на русское искусство неизбежен, как августовская жара. Иногда кажется, что без Айдан «удавшиеся люди» вообще не заметили бы современное российское искусство. Недаром у галеристки и ее клиентов много общего. Айдан, как и они, любит «чтобы было красиво», но ухитряется не перейти границу и китч с салоном не держит. Айдан, как и они, любит «чтобы было модно», но сторонится слишком радикального. В конце концов, как и они, Айдан любит, чтобы было дорого. В последнем и таится секрет скромного обаяния буржуазии и успешной деятельности галереи.
Для молодого художественного рынка десять лет -- приличный срок. Через тернии и дефолты, взлеты и падения удалось пройти не всем. После короткого успеха русского перестроечного искусства на мировой арене стало казаться, что совместить бизнес и современное искусство в России невозможно. В это время и появилась галерея «Айдан». В самый неподходящий момент. Когда пробившиеся съехали на Запад, а неудачники поставили на себе крест. И с тех пор Айдан пашет целину, поднимает рынок, формирует вкусы и блистает в обществе. А если вспомнить, что она участвовала в организации самой первой в Москве галереи (так и называлась -- «Первая галерея»), придется признать основополагающее для художественного бизнеса значение всего, что делает Айдан Салахова.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ