В кражах с кредитки погибшего поляка власти республики теперь подозревают не милиционеров, а солдат
Пресс-секретарь правительства Польши Павел Грась вчера признал, что ошибся, обвинив сотрудников российского ОМОНа в краже с кредитных карт его сограждан,
погибших в авиакатастрофе Ту-154 под Смоленском. Скандал разразился в связи с расследованием этого ЧП, происшедшего 10 апреля, когда президент Польши Лех Качьинский, его супруга, а также значительная часть военно-политической элиты республики и общественные деятели полетели в Россию для участия в церемонии памяти жертв Катыни, но разбились, как уже установлено, из-за ошибки пилотов.
В середине мая прокуратура Варшавы начала расследование дела о краже денег с пропавшей кредитной карты одного из погибших. А в воскресенье г-н Грась заявил, что силами спецслужб Польши и России были задержаны три сотрудника российского ОМОНа. В ответ МВД России официально заявило о том, что эти обвинения «кощунственные и циничные». И вчера пресс-секретарь польского правительства внес коррективы в эти подозрения. По его словам, задержанных было не трое, а четверо и они не милиционеры, а солдаты, но каких именно родов войск не уточнил.
Это «уточнили» российские источники. После того как история стала фактически международным скандалом, скрывать правду было невозможно. Вероятно, уже сегодня могут последовать официальные комментарии. А вчера поздно вечером РИА Новости со ссылкой на высокопоставленный источник в российских силовых структурах сообщило: четверо военнослужащих Московского военного округа задержаны по подозрению в хищении денег со счета одного из членов польской делегации. «По подозрению в хищении денег со счета одного из членов польской делегации с самолета Ту-154 президента Польши, разбившегося под Смоленском, задержаны четверо военнослужащих Минобороны», -- сказал собеседник агентства. Источник РИА добавил, что задержанные проходили службу в одной из частей ВВС России, но не стал называть их звания и должности.
«Трое сотрудников ОМОНа, которые совершили этот позорный поступок, были очень быстро задержаны благодаря сотрудничеству агентства внутренней безопасности Польши и спецслужб России. Они находятся под арестом в ожидании процесса и решения суда», -- таким было заявление г-на Грася, которое он сделал в воскресенье в эфире одной из польских радиостанций. Речь шла о пропаже денег с карточки генерального секретаря совета по охране памятников борьбы и мученичества Республики Польша Анджея Пшевозника, а само задержание подозреваемых, по словам пресс-секретаря польского правительства, состоялось еще несколько недель назад. В окружной прокуратуре Варшавы в воскресенье днем сообщили, что расследование данного дела началось 14 мая.
Выяснилось, что с места авиакатастрофы исчезли две кредитные карты г-на Пжевозника, с одной из которых уже после его гибели кто-то снял порядка 1400 евро. Причем первая транзакция с карты была совершена в Смоленске спустя всего два-три часа после катастрофы. В ведомстве также сообщили, что пока ничего не знают о задержанных по данному делу милиционерах, но подтвердили, что польские следователи обращались с запросом о правовой помощи к своим российским коллегам.
Эту скандальную информацию сразу же официально опровергли в МВД. «Никто из сотрудников смоленской милиции не задерживался в связи с совершением описанных в растиражированной в СМИ информации деяний, -- говорилось в сообщении ведомства. -- Действия смоленской милиции на каждом порученном участке работы получили положительную оценку, с поставленной задачей они справились достойно, нареканий в их адрес не поступило. В связи с этим выдвинутые в адрес смоленских милиционеров обвинения видятся тем более кощунственными и циничными». В других российских правоохранительных органах ситуацию не комментировали.
В воскресенье вечером ситуацию решили прокомментировать и в агентстве внутренней безопасности Польши. «Мы получили информацию о том, что задержаны четверо виновных в этой краже. Это были солдаты спецподразделений, которые охраняли место катастрофы польского самолета под Смоленском», -- сообщила представитель ведомства Катажина Конецпольска-Врублевска. По ее словам, сразу же после авиакатастрофы агентство получило данные о том, что кто-то пользуется банковскими картами Пшевозника: «Мы сообщили об этом в польскую прокуратуру и россиянам».
В течение вчерашнего дня в ФСБ и СКП от каких-либо комментариев вновь воздержались, а представители МВД продолжали настаивать на ложности выдвинутых в адрес его сотрудников подозрениях.
Польские СМИ в свою очередь со ссылкой на данные следствия сообщили вчера новые подробности этого скандального дела. Оказалось, что за период с 10 по 12 апреля с одной из кредитных карт г-на Пжевозника было выполнено 11 списаний средств. Другой пропавшей картой польского чиновника подозреваемые пытались воспользоваться шесть раз, но снять с нее деньги у них так и не получилось. Пресса Польши также сообщила, что прокуратура Варшавы в настоящее время пытается добиться получения доступа к банковским данным г-на Пжевозника, чтобы узнать конкретнее, сколько и на что именно было потрачено с его карты и когда она была заблокирована.
И вот вчера глава правительственной пресс-службы Павел Грась выступил с новым заявлением. Он признал, что поторопился назвать задержанных по данному делу сотрудниками российского ОМОНа и на самом деле подозреваемыми по данному делу проходят четыре российских солдата. «Была допущена неточность. Ошибка произошла из-за того, что я был убежден, что единственным подразделением, задействованным сразу после авиакатастрофы на месте крушения лайнера, был ОМОН, однако оказалось, что таких подразделений было несколько», -- пояснил г-н Грась.