В системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) произошло очередное ЧП, после которого вполне могут последовать новые кадровые перестановки в структуре ведомства, как это было после нашумевшей истории со смертью в «Матросской Тишине» осенью прошлого года юриста компании Hermitage Сергея Магнитского. В минувшее воскресенье в столичном СИЗО-4, более известном как «Медведь», скончался подследственный из Молдавии, обвиняемый в грабеже. Тело заключенного с кровоподтеками в области поясницы было обнаружено в одной из общих камер. Была ли смерть обвиняемого насильственной, причастны ли к ней сотрудники изолятора, пока так и не ясно, однако следственные органы ею уже заинтересовались и инициировали проверку в «Медведе». Примечательно, что заместителем начальника этого СИЗО недавно был назначен бывший глава «Бутырки», уволенный со своей прежней работы как раз в связи со смертью г-на Магнитского.
Как рассказал «Времени новостей» официальный представитель управления ФСИН по Москве Сергей Цыганков, обвиняемый в грабеже 22-летний молдаванин Игорь Котруца был найден мертвым днем 6 июня в одной из общих камер СИЗО-4, где он находился вместе с еще семью заключенными. По словам г-на Цыганкова, подследственному внезапно стало плохо и он упал. В камеру экстренно был вызван дежурный фельдшер, однако вмешательство медика не помогло, и Котруца скончался. Представитель УФСИН отметил, что во время первичного осмотра признаков насилия на теле заключенного обнаружено не было. Кровоподтеки на пояснице заметили только спустя какое-то время, когда тело Котруцы осматривали уже в морге.
По словам Сергея Цыганкова, Игорь Котруца содержался в четвертом СИЗО с 28 апреля по обвинению в грабеже -- его делом занималось Ивановское ОВД в Восточном округе столицы. Никаких серьезных заболеваний у подследственного не было, и на здоровье, по данным сотрудника УФСИН, он не жаловался.
В настоящее время неизвестно, действительно ли смерть Котруцы была насильственной (судебно-медицинская экспертиза еще не проводилась) и кто в таком случае к ней причастен -- его сокамерники или служащие СИЗО «Медведь». Сотрудники СКП, начавшие проверку в следственном изоляторе, уже осмотрели камеру, где скончался Котруца, и допросили начальника корпусного отделения следственного изолятора.
Чем обернется проверка, можно лишь гадать. Очевидно, что если по ее итогам в смерти молдаванина обвинят сотрудников СИЗО, в изоляторе как минимум сменится руководство, а то и грянет новая волна кадровых изменений и в структурных подразделениях ФСИН. К подобным инцидентам сейчас приковано особое внимание как общественности, так и федеральных властей. Причиной тому стала скандальная смерть в СИЗО «Матросская Тишина» в ноябре прошлого года юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского, что заставило выступить на эту тему и президента России Дмитрия Медведева.
В СИЗО г-н Магнитский находился по скандальному делу о неуплате налогов структурами Hermitage. Следствие считало, что г-н Магнитский выполнял указания основателя и главы HCM Уильяма Браудера, которому также предъявлены обвинения, но он давно покинул Россию.
Сергей Магнитский умер 16 ноября в одной из камер «Матросской Тишины», куда он был переведен из «Бутырки». Как заявляли в СКП, от «острой сосудисто-сердечной недостаточности». Защитники же юриста винили в его смерти руководство изоляторов, которое, по их словам, игнорировало многочисленные жалобы арестованного и не оказывало заключенному необходимой медицинской помощи. Как заявлял адвокат Дмитрий Харитонов, Магнитский был тяжело болен, страдал «болезнями внутренних органов» и при этом содержался «в нечеловеческих условиях».
Дмитрий Медведев дал поручение Генпрокуратуре и Минюсту провести тщательную проверку по поводу смерти юриста и пообещал установить истину. После этого СКП РФ возбудил уголовное дело по факту смерти г-на Магнитского по ст. 124 (неоказание помощи больному) и ст. 293 УК (халатность). А спустя несколько дней последовали отставки в структуре ФСИН. По указу президента от своих должностей было отстранено около 20 ответственных чинов ведомства. Среди них оказались несколько руководителей центрального аппарата ФСИН, несколько руководителей краевых, республиканских и областных подразделений службы, в том числе и руководители «Матросской Тишины» и «Бутырки». Уволенный начальник «Бутырки» Дмитрий Комнов в марте этого года был назначен заместителем руководителя СИЗО «Медведь». На этом посту 34-летний тюремщик курирует оперативную работу. Как писали в СМИ, определенную роль в трудоустройстве Комнова мог сыграть его тесть, который, по некоторым данным, является чиновником столичного управления ФСИН.
Чуть более месяца назад в той же «Матросской Тишине» умерла еще одна заключенная, что также повлекло за собой ряд отставок, однако на сей раз они обошли ФСИН стороной. 30 апреля в СИЗО скончалась 53-летняя Вера Трифонова, обвиняемая в покушении на мошенничество. Причиной смерти официально была названа острая сердечно-сосудистая недостаточность. Женщина была тяжело больна: она страдала сахарным диабетом, диабетической нефропатией, нефропатическим синдромом и хронической почечной недостаточностью, но, несмотря на это, содержалась под арестом. Смерть Трифоновой также вызвала широкий общественный резонанс. И опять пришлось вмешаться президенту Медведеву. Только после этого глава СКП Александр Бастрыкин принял меры -- уволил замглавы подмосковного управления комитета и руководителя отдела по расследованию дел коррупционной направленности за ненадлежащий контроль по обеспечению прав обвиняемой. В свою очередь, следователь, который вел уголовное дело Трифоновой, был привлечен к уголовной ответственности по статье «халатность». А судья Одинцовского горсуда Ольга Макарова, которая раз за разом продлевала срок ареста тяжелобольной женщине, ушла в отставку по собственному желанию. Однако адвокат Трифоновой Владимир Жеребенков обратился в следственные органы с требованием возбудить против нее уголовное дело по факту превышения должностных полномочий. Также в связи с этим ФСИН подготовила законопроект, согласно которому подозреваемые и обвиняемые, страдающие тяжелыми заболеваниями, не будут содержаться в СИЗО.
Последнее подобное происшествие до случая с гражданином Молдавии Котруцей произошло 13 мая опять же в СИЗО «Медведь», где скончался Андрей Сафронов, осужденный Бабушкинским райсудом Москвы за незаконный оборот наркотиков. По данным СКП, он скончался предположительно от остановки сердца. По этому факту была также начата доследственная проверка, однако ее результаты пока неизвестны.