Скандал вокруг "флотилии свободы" стал главной темой первого дня саммита в Стамбуле
Наркотрафик из Афганистана,
иранская ядерная программа, обстрел Израилем
гуманитарной миссии «флотилия свободы» -- все новые и старые ключевые проблемы азиатского региона стали предметом обсуждения начавшегося вчера в Стамбуле двухдневного саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии
(СВМДА), азиатского аналога Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
До недавнего времени аббревиатура СВДМА не была на слуху, хотя уникальность организации была связана с тем, что за один стол садились страны, разделяемые непримиримыми противоречиями -- Иран и Ирак, Индия и Пакистан, Израиль и Палестинская автономия. Собственно, это единственное региональное сообщество, объединяющее Израиль и арабские государства. Единственным европейским (точнее, евразийским) членом СВМДА является Россия. В знак особого уважения к этому факту русский считается одним из официальных языков организации.
СВМДА было создано в 1992 году по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Он же был бессменным председателем этой организации, и оба предыдущих саммита прошли в Алма-Ате. В 2007 году организация получила статус наблюдателя при ООН. В объединение входит 20 стран региона -- Россия, Афганистан, Азербайджан, Китай, Казахстан, Иран, Египет, Индия, Пакистан, Израиль, Палестина, Турция, Южная Корея, Киргизия, Монголия, Таджикистан, Узбекистан, Таиланд, ОАЭ, Иордания. На вчерашней сессии к организации присоединились Вьетнам и Ирак.
Приехавшие в Стамбул девять президентов, два вице-президента и российский премьер-министр Владимир Путин должны показать, что теперь саммиту предстоит выйти на первый план в вопросах обеспечения мира и безопасности в Азии. Казахстан, передавший председательство в организации Турции и являющийся сейчас председателем ОБСЕ, выступил с инициативой создать единый форум ОБСЕ-СВМДА. «Этот форум мог бы стать постоянной диалоговой площадкой двух структур, позволяющей обсуждать и рассматривать актуальные проблемы безопасности и сотрудничества на огромном евразийском континенте, в том числе такие, как недавний трагический инцидент у побережья Средиземного моря», -- заявил на саммите министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев. Собственно, тень «флотилии свободы» лежала на всех выступлениях первого дня форума.
До этого печального события предполагалось, что на саммит приедет делегация во главе с вице-премьером Израиля Данном Меридором. «Израилю, как и всем членам странам-участникам, было отправлено приглашение, но подтверждения их участия мы не получали», -- сухо заметил на пресс-конференции перед началом саммита советник министра иностранных дел Турции Унал Чевиккоз. Но представить появление израильской делегации в городе, где в субботу проходили похороны погибших турецких правозащитников, переросшие в масштабную акцию протеста, было попросту невозможно. Причем это был далеко не единственный митинг, требовавший покарать Тель-Авив. На главной пешеходной улице мегаполиса Истиклаль людей с антиизраильскими плакатами в эти дни было едва ли не больше, чем туристов. В итоге выяснилось, что на саммите Израиль будет представлять только посол в Турции Габи Леви. На официальном уровне Анкара пригрозила прекратить военное, торговое и энергетическое сотрудничество в случае, если не будут получены официальные извинения.
При этом разговоры в кулуарах шли даже не о приглашении, а о вероятности исключения Израиля из рядов организации. «Это не вопрос двусторонних отношений Турции и Израиля. Это вопрос отношений между Израилем и мировым сообществом, вопросы гуманитарной деятельности и защиты прав человека», -- отметил г-н Чевиккоз. Хотя проблемы региона не исчерпываются сектором Газа, первая пресс-конференция премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Сирии Башара Асада практически полностью была посвящена призывам международного сообщества вмешаться в конфликт и остановить Израиль.
На пресс-конференции г-н Эрдоган призвал мировое сообщество жестко отреагировать на то, что он назвал «преступлением Израиля против человечности». Башар Асад в свою очередь назвал убитых активистов с корабля «Мармара» шахидами. По его словам, «на этот раз Израиль не может обвинять жертв в терроре, он сам осуществил террористический акт».
Тем не менее саммит предоставляет массу возможностей для формальных и неформальных переговоров по самым разным вопросам. Например, сюда прибыл редкий гость -- президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Как известно, недавно он подписал соглашение с Турцией и Бразилией относительно обмена низкообогащенного урана, но мировое сообщество, в том числе и Россия, отнеслись к этому соглашению с изрядной долей скепсиса. Неожиданно для иранских властей Россия заявила о готовности присоединиться к новым антииранским санкциям, которые должен утвердить Совет Безопасности ООН. Кроме того, в Стамбул прибыл президент Афганистана Хамид Карзай, чья страна остается одним из очагов международной напряженности.