Время новостей
     N°99, 09 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2010
«Чиновники хотят есть и пить»
Властям Москвы предложено вернуться к докризисным зарплатам
Первые же признаки оптимизма в прогнозах столичных экономистов относительно роста налоговых поступлений в городскую казну немедленно отразились на финансовых аппетитах служащих мэрии. Вчера на заседании московского правительства обсуждение перспектив социально-экономического развития города и повышения благосостояния горожан свелось, по сути, к дискуссии о возможности дальнейшего увеличения зарплат самих столичных чиновников. С речью о необходимости материального стимулирования престижа профессий управленца выступил, в частности, бывший заместитель мэра, а ныне представитель фракции «Единая России» в Мосгордуме Анатолий Петров.

Разговор о повышении окладов в мэрии был поднят буквально через несколько дней после того, как вице-мэр, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк объявил об отмене действовавшего с начала 2009 года «моратория на стимулирование оплаты труда» городских госслужащих. К тому же фоном для подобного обсуждения стала очередная волна слухов о скорой отставке мэра Юрия Лужкова и, соответственно, смене столичной управленческой команды.

Впрочем, инициаторы обсуждения вопросов денежного довольствия московских служащих ставят совсем другие акценты. Анатолий Петров возмущался вчера, что «зарплата бюджетника выросла, а заработная плата рядового чиновника» недостаточна для того, чтобы привлекать в управленческий аппарат людей даже из других учреждений бюджетной сферы. Возможно, на г-на Петрова произвели впечатление опубликованные недавно декларации о доходах федеральных и городских чиновников и депутатов -- разрыв в официальных заработках между коллегами с разных уровней госвласти был весьма разительным, с существенным перевесом в сторону центра. При этом депутат Петров, судя по всему, считает и нагрузки московских хозяйственников несопоставимыми с обязанностями федеральных бюрократов. По крайней мере, г-н Петров, сравнивая работу мэрии и Белого дома, заметил, что в отличие от федеральных чиновников столичные служащие по вечерам не «сбивают друг друга с ног, спеша по домам». Г-н Петров настаивал на необходимости пересмотра окладов «рядовых чиновников» в сторону увеличения, подчеркивая, что повышение благосостояния госслужащих может стать одной из антикоррупционных мер. «Все говорят о борьбе с коррупцией, о поборах. Не все решается зарплатой, но и ей в том числе», -- заявил он.

Напомним, что в связи со сложным финансовым положением в целях сокращения расходов городского бюджета в январе 2009 года Юрий Лужков распорядился сократить траты на содержание органов исполнительной власти за счет премий и надбавок. Кроме того, было приостановлено подразумевающее надбавки к зарплате присвоение московским госслужащим классных чинов. Как утверждает глава экономического комплекса Юрий Росляк, в результате этих мер властям удалось предотвратить существенный рост расходов на содержание аппарата в Москве в прошлом году по сравнению с 2008 годом. Впрочем, уже ближе к весне этого года система материального стимулирования сотрудников мэрии начала «оттаивать». Сначала городские экономисты заявили о возобновлении движения по карьерной лестнице -- присвоении госслужащим очередных и внеочередных классных чинов. А в марте этого года г-н Росляк заявил о возможной индексации базового оклада госслужащих, правда, не более чем на 5%, что существенно ниже докризисного роста зарплат чиновников.

Несмотря на то что г-н Росляк предупредил, что возвращение к докризисным показателям не означает ускоренного «разгона» зарплат и премий чиновников, служащие правительства Москвы явно ждут повышения стимулирующих выплат. «Зарплату нам, к сожалению, не повышают. У нас премиальная система оплаты труда, но премии были отменены в связи с кризисными явлениями, -- посетовала в беседе с корреспондентом «Времени новостей» руководитель департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина, и добавила: -- Чиновники тоже люди, и хотят есть и пить». По признанию г-жи Оглоблиной, в прошлом году ее заработок в связи с отменой премий и надбавок сократился примерно на 36% по сравнению с 2008 годом.

В несколько более завуалированной форме о своих материальных нуждах заявили и городские префекты. В частности, глава Северо-Восточного административного округа столицы Ирина Рабер потребовала вернуть территориальным бюджетам средства, «съеденные» оптимизацией. По ее словам, объем средств префектур сократился более чем на 50%. «Какая перспектива нас ждет в будущем?» -- возмущалась префект. Притязания коллеги поддержал и префект Восточного административного округа Николай Евтихеев. Г-н Евтихеев сетовал на то, что на фоне сокращения поступления средств в бюджеты префектур растут дополнительные расходные обязательства окружных властей.

Аппетиты городских чиновников явно повысил представленный городскими экономистами «умеренно-оптимистический прогноз» социально-экономического развития на 2011 год. В частности, г-жа Оглоблина рассказала о внушающих надежду на рост доходов тенденциях восстановления экономики города, таких, например, как рост отгрузки промышленной продукции и собственно промпроизводства. Юрий Росляк накануне и вовсе заявил, оценивая состояние столичной экономики, что уже в этом году можно говорить о стабилизации сбора двух основополагающих для бюджета налогов: на доходы физических лиц и на прибыль организаций. Они уже увеличили доходы московской казны на 39 млрд руб., и, как ожидается, уже сегодня бюджет-2010 будет пересмотрен в сторону увеличения на 106 млрд руб. По словам г-на Росляка, еще в этом году удастся компенсировать финансирование ряда адресных инвестиционных программ на 56 млрд руб. Например, в жилищное строительство будет дополнительно вложено 6 млрд руб., в дорожное строительство -- 17 млрд руб, а в метрострой -- 8 млрд рублей.

По словам столичных финансистов, в целом город готов вернуться к докризисной системе планирования расходов. Как рассказал «Времени новостей» руководитель департамента финансов Москвы Юрий Коростелев, в будущем году столице уже не понадобится резервирование средств. Напомним, что в главном финансовом документе 2010 года чиновники заранее заложили своего рода неприкасаемый резерв, в результате чего отраслевые департаменты и префектуры были ограничены в использовании 3--10% от запланированных ресурсов. «Сейчас вносятся уточнения в закон о бюджете, где понятие «резервирование» исчезает как таковое. Больше этих резервов не будет и на следующий год подобных мер не планируется», -- рассказал городской финансист.

Однако некоторые представители Мосгордумы отмечают нестабильность позитивных тенденций в экономике города. По данным председателя бюджетно-финансовой комиссии столичного парламента Игоря Антонова, баланс между привлечением и сокращением персонала на городских предприятиях по-прежнему «сохраняет отрицательное значение», остается высоким число предприятий, находящихся на грани банкротства. Как «нитевидный пульс» описывает г-н Антонов и поступления в городской бюджет налогов на доходы ресурсоснабжающих компаний. «Силы разрушительных процессов не может предсказать ни один лауреат Нобелевской премии, так как они могут быть спровоцированы как экономическими, так и политическими причинами», -- отметил г-н Антонов, что в городе накаляется политическая обстановка. И призвал чиновников «защитить москвичей от спонтанных и организованных протестных акций».

Юлия ХОМЧЕНКО