|
|
N°98, 08 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отложенная выгода
Таможенный союз может создать пробелы в российском таможенном законодательстве
Таможенный союз (ТС) начинает функционировать в полном объеме и с единым Таможенным кодексом с 1 июля 2010 года. Пока в составе России и Казахстана, хотя белорусские официальные лица заявляют о готовности продолжать участие в этом интеграционном проекте. Принципиальное решение по началу работу ТС принято на недавней встрече глав правительств стран -- участниц союза в Санкт-Петербурге. Несмотря на то что Белоруссия на время оказалась за бортом этого интеграционного проекта, для российских и казахстанских участников внешнеэкономической деятельности Таможенный союз и его нормативно-правовая база уже становятся реальностью, не учитывать которую будет себе дороже. О том, к чему следует готовиться российскому бизнесу, обозревателю «Времени новостей» Андрею СУСАРОВУ рассказал начальник аналитического управления ФТС России Владимир ИВИН. Выяснилось, что таможенное законодательство не только стало сложнее, но в нем появились пробелы, которые еще предстоит устранить. Так что скорее всего бизнес почувствует реальную отдачу от расширения пространства, по которому его товары и услуги будут перемещаться свободно, не сразу.
-- Как для участников внешнеэкономической деятельности с началом работы Таможенного союза по Таможенному кодексу изменится нормативная база, которой они руководствуются в своей работе?
-- Система нормативно-правового регулирования, которой придется руководствоваться таможенникам и участникам внешнеэкономической деятельности, поменяется основательно. Помимо трех уровней документов, которые существуют в российском законодательстве (федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты и нормативные акты ФТС России), добавляется еще три на уровне Таможенного союза -- Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), международные договоры и решения комиссии Таможенного союза.
Действующий Таможенный кодекс РФ предполагается заменить законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», с проектом которого участники внешнеэкономической деятельности могут познакомиться на сайте ФТС России. Было бы целесообразно, чтобы этот закон вступил в силу одновременно с Таможенным кодексом ТС и международными нормативными правовыми актами. Для унификации действующего российского законодательства с правовыми актами Таможенного союза ФТС России подготовила проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза». Этот законопроект предусматривает внесение изменений в ряд нормативных актов, среди которых федеральные законы «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003), «Об экспортном контроле» (1999); «О лекарственных средствах» (1998), «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993) и другие.
-- По многим конкретным вопросам участникам Таможенного союза договориться пока не удалось. Как в этом случае будут функционировать нормы союзного таможенного законодательства?
-- В процессе вступления в силу новых норм и отмены старых могут возникнуть проблемы. Введение в действие Таможенного кодекса ТС предполагает разработку около 30 международных договоров государств -- членов союза и решений комиссии ТС. Ссылки на эти документы содержатся более чем в 80 статьях Таможенного кодекса ТС. Проведение такой масштабной работы требует времени, и, возможно, к моменту вступления в силу ТК ТС не все международные нормативно-правовые акты будут готовы. В таком случае необходимо будет руководствоваться статьей 366 ТК ТС. По этой статье, если международные договоры государств -- членов союза, предусмотренные ТК ТС, не вступили в силу на момент вступления в силу самого кодекса, по-прежнему применяется законодательство государств -- членов союза. Если нормы, регулирующие эти отношения, не будут предусмотрены в федеральном законе, при отмене Таможенного кодекса России может возникнуть пробел в таможенном законодательстве РФ.
Для предотвращения негативных последствий из-за такой ситуации ФТС считает необходимым вопросы вступления в силу законопроекта и отмены Таможенного кодекса РФ рассматривать отдельно. Определенные положения национального законодательства должны признаваться недействительными только после разработки и вступления в силу соответствующих международных договоров государств-членов и решений комиссии Таможенного союза.
-- Успех Таможенного союза в значительной степени зависит от уровня координации действий таможенных служб стран-членов? Выявились ли уже в этой работе какие-то проблемы?
-- В плане информационного обеспечения деятельности союза ФТС России предстоит сделать еще очень много. Необходимо отработать такие технологии, как транзит товаров по общей территории, контроль вывоза товаров через внешнюю границу ТС и процедуру временного ввоза-вывоза товаров. В связи с этим ФТС России направила соответствующие предложения в комиссию ТС.
Большой проблемой остается то, что в настоящее время в рамках ТС нет общих информационных систем и технологий. Есть единая информационная автоматизированная система союзного государства России и Белоруссии, которая выстраивалась на протяжении многих лет. В рамках данной системы отработаны процессы контроля транзита и вывоза товаров. В ближайшее время будет решен вопрос контроля временного ввоза-вывоза товаров, унифицированы системы управления рисками.
Сложнее обстоит ситуация с Казахстаном. Информационные системы двух стран, например, в части контроля транзита не сопряжены друг с другом ни технологически, ни технически. Службам организации таможенного контроля таможенных служб стран-членов предстоит разработать единую технологию транзита товаров по таможенной территории союза. Российская сторона предложила Казахстану присоединиться к соглашению о транзите, который действует между Россией и Белоруссией, чтобы использовать существующие технические наработки. Это потребует определенной корректировки программных средств с двух сторон. Такая работа должна проходить поэтапно.
Отмечу, что информационное обеспечение деятельности ТС входит в число приоритетных задач ФТС России на 2010 год.
-- Не появляются ли определенные риски для российского бюджета в связи с форсированием процесса формирования Таможенного союза и с наличием в связи с этим пробелов в нормативной базе?
-- Действительно, при формировании ТС приходится преодолевать различия, которые накопились в национальных законодательствах за два десятилетия. Например, у нас действуют разные ставки налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (в Белоруссии НДС выше, чем в России, а в Казахстане ниже). Существенно разнятся сроки возврата НДС. Необходимо унифицировать и наши обязательства перед третьими странами. У России порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана -- 50, у Белоруссии -- 40. По этим договорам обязательства по отношению к одним и тем же странам у нас разные. Предстоит проделать большую работу по становлению единой торговой политики. Это очень важный и необходимый этап.
-- Очевидно, что участникам внешнеэкономической деятельности с появлением ТС работать станет сложнее. Почувствуют ли они положительный эффект от объединения таможенного пространства трех стран?
-- Хочу еще раз отметить, что товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между государствами -- членами ТС, предполагается не помещать под таможенную процедуру экспорта и импорта. Это сразу уменьшит финансовую нагрузку на участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся торговлей в пределах наших трех стран. К тому же сейчас широко вводится процедура электронного декларирования, которая сокращает временные и материальные затраты участников ВЭД.
Если говорить подробнее о новых правилах, вводится институт уполномоченного экономического оператора (УЭО), и в ТК ТС зафиксирован ряд упрощений для таких операторов: это возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения; осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации, то есть фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10 до 40 дней; осуществлять временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО; возможность проводить таможенные операции, связанные с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО. Уполномоченные операторы будут вносить обеспечение в размере не менее миллиона евро при включении в соответствующий реестр, а при соответствии критериям, определенным комиссией ТС, -- до 150 тыс. евро.
Хотел бы также обратить внимание, что протокол «О внесении изменений и дополнений в договор о Таможенном кодексе Таможенного союза» вносит поправки (их около 200) в 149 статей Таможенного кодекса ТС. Среди поправок -- сокращение до четырех часов срока выпуска товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, помещаемых под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза; установление закрытого сокращенного перечня документов при таможенном декларировании товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, помещаемых под таможенную процедуру экспорта; передача полномочий комиссии ТС по определению наднациональных областей рисков, реагирование на которые со стороны таможенных служб будет обязательным.
Упрощение таможенного оформления, снижение административных барьеров, неприменение нетарифных мер регулирования при перемещении товаров во взаимной торговле, развитие безбумажных технологий должны способствовать активизации внешнеэкономической деятельности и, как следствие, пополнению бюджета Российской Федерации.
Масштабная работа, которая выполняется сейчас в рамках ТС, имеет большие экономические перспективы. Граждане трех государств смогут свободно торговать между собой, а единый рынок станет привлекательным для инвестиций. Сейчас совокупный объем рынка трех стран оценивается в 600 млрд долл. И единое экономическое пространство, по мнению экспертов, безусловно, повысит конкурентоспособность России, Белоруссии и Казахстана на мировом рынке.
|