|
|
N°136, 31 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Больше не враги
Состоялся встреча парламентариев Ингушетии и Северной Осетии
В последнее время впервые за многие годы появились хоть какие-то основания думать, что Северная Осетия и Ингушетия выйдут из состояния конфликта, урегулирование которого давно стало одним из «долгостроев» национальной политики России. Этой осенью исполнится десять лет с тех пор, как после кровавых столкновений в Пригородном районе Северной Осетии десятки тысяч живущих там ингушей вынуждены были покинуть свои дома и искать пристанище на территории новообразованной Ингушской Республики. Для большинства пристанищем стали (и по сей день остаются) вагончики. А Ингушетия «с младенчества» приобрела статус республики беженцев, с тех пор многократно усиленный.
Возвращение ингушей в Пригородный район постоянно декларировалось как цель, разделяемая осетинским, ингушским и российским руководством, однако реально пока вернулось не более 20% беженцев. И что считать реальным возвращением, тоже вопрос спорный. Известны случаи, когда, въехав в Северную Осетию, беженцы оказывались на многие недели блокированными на «знаменитом» приграничном блокпосту «Черменский круг», а иногда и буквально в ста метрах от родного села.
Впрочем, сопротивление осетин возврату беженцев не следует списывать на простое «отсутствие конструктивности» или даже на память о событиях 1992 года: в ряде случаев дома, оставшиеся от ингушских беженцев, были заняты такими же беженцами из Южной Осетии. А построить новые дома большинству жителей не под силу: многие до сих пор не получили денежной компенсации за утраченное жилье.
Как бы то ни было, сразу после своего избрания в апреле новый президент Ингушетии Мурат Зязиков заявил, что смотрит на осетино-ингушское урегулирование как на первоочередную задачу, поставленную перед ним Владимиром Путиным. С аналогичным заявлением выступил и глава Северной Осетии Александр Дзасохов, а 6 июля два президента впервые встретились «без галстуков» в Пригородном районе.
Вслед за президентами к переговорам подключились парламентарии. Встреча советов парламентов Ингушетии и Северной Осетии состоялась во Владикавказе 15 июля. Второй ее «раунд» проходил вчера в столице Ингушетии Магасе. Для целого ряда депутатов и сопровождавших их журналистов прошедшие встречи стали первым за многие годы шансом побывать в столице соседней республики: во время противостояния такие поездки не практиковались. После первой встречи во Владикавказе председатель парламента Республики Северная Осетия -- Алания Теймураз Мамсуров так прокомментировал газете «Время новостей» начавшийся диалог депутатов: «Мы настаиваем на том, чтобы отношения наших республик не воспринимались как конфликтные. Это уже не соответствует настроениям людей. А экономические потери от такого восприятия мы ощущаем давно». Аналогичную позицию высказал глава парламента Ингушетии Руслан Плиев: «Если сегодняшний настрой сохранится и работа продолжится, мы сможем объяснить нашему народу, что курс на примирение сегодня -- единственно возможный».
Правда, действительное примирение зависит не столько от политических заявлений, сколько от перспектив возвращения конкретных беженцев в конкретные дома. И многие из тех, кто может его ускорить или, наоборот, отдалить, вряд ли вхожи в залы депутатских заседаний. О том, что и сейчас в Пригородном районе не все гладко, свидетельствует, например, стрельба, открытая в понедельник неизвестными лицами в одном из тамошних сел, куда возвращаются беженцы (пострадал один человек). Что в конце концов сильнее -- десяток выстрелов или многие часы совместной работы президентов и парламентариев, -- покажет время.
Константин КАЗЕНИН