|
|
N°136, 31 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крутой взлет Ил-86
Эксперты выяснили, как падал погибший в Шереметьево самолет
Первую «промежуточную» версию аварии пассажирского самолета Ил-86 авиакомпании «Пулковские авиалинии», разбившегося в воскресенье в московском аэропорту Шереметьево, огласили вчера эксперты Межгосударственного авиационного комитета и Госслужбы гражданской авиации. Вероятнее всего Ил-86, считавшийся доселе самым безопасным не только в России, но и в мире типом пассажирских воздушных судов, погубила изношенная техника, точнее, сбой в электросистеме управления самолета.
На основе анализа данных параметрических «черных ящиков» погибшего самолета (речевой сапописец, как уже сообщалось, не записал последние разговоры пилотов) и результатов предварительного осмотра его обломков следователи установили, что при взлете у лайнера произошло заклинивание стабилизатора -- регулируемой части горизонтального хвостового оперения самолета, которая обеспечивает его устойчивость в полете и балансировку. В момент катастрофы, по предварительному заключению следствия, стабилизатор оказался отклонен на максимальный уровень -- минус 12 градусов, вместо положенных трех градусов. При этом, как показали «черные ящики», двигатели и все другие системы лайнера работали без сбоев. В результате, по предварительной версии, на пятой секунде полета огромный Ил-86 «свечой» взмыл в небо, задрав нос, и вышел на критические углы атаки, теряя подъемную силу. Пилоты, как зафиксировали самописцы, в течение трех секунд пытались выровнять самолет, до предела выжав от себя штурвал -- отклоняя рули высоты «на пикирование». Однако учитывая, что Ил-86 был всего лишь на 200-метровой высоте, времени на исправление ситуации у летчиков не хватило, и самолет, завалившись на левое крыло, рухнул на землю.
Впрочем, как признали эксперты, полученные данные пока отнюдь не раскрыли собственно первопричину аварии -- почему стабилизатор начал вдруг отклоняться. По основной версии, это могло произойти в результате сбоя или замыкания в электроцепи лайнера, которая самостоятельно дала команду гидросистеме, управлюящей стабилизатором (такие случаи в авиационной практике ранее случались). Впрочем, достоверно это установить сможет лишь специальная экспертиза обломков самолета, пока же эксперты не отбрасывают и «человеческий фактор» -- когда кто-то из пилотов на своем штурвале мог непроизвольно (к примеру, в случае сердечного приступа) зажать кнопку отклонения стабилизатора.
Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ