Время новостей
     N°136, 31 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.07.2002
Пакистан сожалеет об «эксцессах»
Генерал Мушарраф ищет сближения с Бангладеш
Вчера руководитель Пакистана впервые выразил сожаление по поводу варварских действий армии своей страны во время войны за независимость Бангладеш. Тогда, 30 лет назад, главной мишенью для пакистанских военных стало боровшееся за суверенитет местное бенгальское население. Находящийся в Дакке с официальным визитом президент Пакистана Первез Мушарраф оставил в книге посетителей мемориала жертвам массовых убийств такую запись: «Ваши братья и сестры в Пакистане разделяют боль, вызванную событиями 1971 года. Эксцессы, совершенные в тот злосчастный период, вызывают сожаление».

Нормализация отношений между Пакистаном и его бывшей провинцией Восточный Пакистан началась еще в феврале 1974 года с обоюдного дипломатического признания. Первый обмен визитами государственных деятелей высокого уровня состоялся в 1983 году. Тем не менее Исламабад упорно отказывался принести Дакке официальные извинения за злодеяния своих военнослужащих. Жест Мушаррафа явился полной неожиданностью для бангладешцев, мнения которых разделились. Одна часть политиков и населения считает, что запись следует толковать как просьбу о прощении. Ведь именно генерал Мушарраф, чья репутация не запятнана участием в войне в Восточном Пакистане, вскоре после прихода к власти распорядился рассекретить материалы о самой, по словам газеты The Dawn, «черной странице» в истории его страны, связанной с развалом государства и позорным поражением в третьей войне с Индией. Другая часть элиты бангладешского общества полагает, что извинения надо было сформулировать с предельной ясностью. К тому же в 2000 году Мушарраф наотрез отказался говорить на эту болезненную тему с Шейх Хасиной, тогдашним премьером и дочерью Муджибура Рахмана, основателя суверенной Бангладеш.

В 70-е годы Рахман возглавлял созданную в далеком 1949 году «Народную лигу» («Авами лиг»), которая повела борьбу за достижение независимости Восточного Пакистана, подавляющее большинство населения которого составляли бенгальцы-мусульмане. В декабре 1970 года «Авами лиг» завоевала более половины парламентских мандатов на всеобщих выборах. Военный режим Аги Мухаммада Яхья-хана отказался признать эти результаты и обрушил репрессии на лидеров «Авами лиг» и их сторонников. 26 марта 1971 года оставшиеся в живых руководители «Народной лиги» провозгласили независимость Бангладеш. В течение девяти месяцев бенгальские партизаны «мукти бахини» нападали на пакистанские гарнизоны. Армия ответила беспощадным геноцидом, вырезав около 3 млн взбунтовавшихся братьев по вере и изнасиловав более 200 тысяч бенгальских женщин. В сопредельных штатах Индии скопилось около 8 млн беженцев. 4 декабря премьер-министр Индии Индира Ганди отдала приказ армии, уже воевавшей с пакистанцами на западе, перейти границу на востоке. Через двенадцать дней 90-тысячная пакистанская группировка в Дакке капитулировала. Яхья-хан (которого рассекреченные Мушаррафом документы описывают как «полностью морально деградировавшего человека») ушел в отставку. Президентом Пакистана стал Зульфикар Али Бхутто, примирившийся с потерей и установивший дипотношения с потопленной в крови Бангладеш.

Нынешний бангладешский премьер Халеда Зия Рахман отреагировала на сенсационный демарш гостя словами о том, что обе стороны «должны быть готовы забыть прошлое и начать конструктивное обсуждение накопившихся в отношениях между двумя государствами проблем». Дакка последовательно ставит вопрос о выплате ей Исламабадом нескольких миллиардов долларов в качестве компенсации за собственность, утраченную в 1971 году. На этом настаивает Халеда Зия Рахман, уже несколько раз посещавшая Пакистан. Требует решения и проблема репатриации 250 тысяч «бихари» -- говорящих на урду выходцев из Индии. В 1971 году они не поддержали бенгальского движения за независимость, сейчас они не имеют гражданства Бангладеш и стремятся выехать в Пакистан.

Бангладешские СМИ рассматривают «смелый поступок» Мушаррафа в контексте попыток Исламабада заручиться поддержкой Дакки в нескончаемом и опасном соперничестве с Дели. Однако руководители Бангладеш, окруженной с трех сторон индийской территорией, предпочитают поддерживать одинаково ровные дружеские отношения как с Пакистаном, так и с Индией.

Алексей СЛОБОДИН