Глава МВД Рашид Нургалиев рассказал о формировании «нового облика сотрудника XXI века»
«Формирование нового облика сотрудника XXI века» -- такова цель реформы МВД, о ходе которой глава этого ведомства Рашид Нургалиев рассказал вчера в эфире радиостанции «Милицейская волна». Он сообщил, что «процесс реформирования идет полным ходом», в частности идет работа над принятием дисциплинарного устава органов внутренних дел, в ближайшие месяцы масштабное сокращение ожидается в центральном аппарате МВД, близится к завершению создание концепции нового закона «О милиции». Во вторник замминистра Сергей Булавин рассказал об основе этого закона. По его словам, милиция должна стать «помощником населения», а соблюдение прав и свобод граждан, беспристрастность и открытость деятельности органов внутренних дел были названы в числе «важнейших принципов деятельности».
Министр Нургалиев вчера же выступил на заседании общественного совета при МВД и опроверг обвинения в том, что
при разгоне несанкционированных митингов возник образ «милиция -- против народа». «Никогда у нас такого не было, чтобы на открытых митингах мы, по сути, где-то занимались чем-то противоправным», -- заявил он и напомнил, что работа милиции сопряжена с постоянным риском для жизни при отсутствии надлежащих социальных гарантий. «Мы самые нищие из правоохранительных органов», -- посетовал г-н Нургалиев.
Начало реформе МВД в конце прошлого года положил президент Дмитрий Медведев, который издал указ, предписывающий сократить общую численность ведомства на 20%. Было признано, что «организация деятельности милиции не отвечает современным требованиям» и ее надлежит избавить от «избыточных и несвойственных» функций (выдворение из страны иностранцев, проведение техосмотра автотранспорта и содержание медвытрезвителей). Кроме того, была запланирована реорганизация структуры подразделений, обслуживающих режимные объекты и службу транспортной милиции, а также предполагалось почти в два раза сократить численность центрального аппарата МВД.
В феврале этого года, выступая на коллегии министерства, президент Медведев сообщил о внесении им в Госдуму законопроектов, в которых предлагается «рассматривать совершение преступления сотрудниками МВД как обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность, и установить уголовную ответственность милиционеров за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону». Тогда же президент заявил о необходимости принятия нового закона о милиции, «который определит основные цели деятельности сотрудников -- противодействие преступности и обеспечение общественного порядка».
Согласно поручению главы государства законопроект должен быть подготовлен к 1 декабря 2010 года. Но уже в минувший вторник замглавы МВД Булавин рассказал о некоторых положениях, которые лягут в основу закона. Так, обеспечение прав граждан, а также открытость деятельности милиции будут реализовываться в том числе с помощью общедоступных книг обращений граждан, и эти обращения «будут подлежать обязательному рассмотрению с направлением ответов в установленные законом сроки». Население, кроме того, будет представлено в милиции специальными общественными советами, которые сейчас существую лишь на уровнях региональных подразделений внутренних дел, а в будущем их планируют учредить повсеместно, то есть во всех районах, селах, городах и т.д. Сами милиционеры каждый год будут держать экзамены на знание законов, начиная с международно-правовых норм и Конституции и заканчивая нормативными актами, регулирующими деятельность их ведомства. Г-н Булавин также сообщил о том, что общение граждан с милицией будет фиксироваться с помощью видеозаписи, однако это зависит от финансовых и технических возможностей МВД.
«Процесс реформирования МВД России идет полным ходом, -- заявил вчера министр Нургалиев и добавил: -- Главное условие, которое стоит сегодня перед нами при проведении реформы, -- не допустить сбоев в работе наших служб и подразделений. Граждане должны чувствовать себя в безопасности вне зависимости от происходящих внутри ведомства процессов». Среди этих процессов можно назвать, например, и сокращение штата центрального аппарата МВД. Так, оперативно-розыскные бюро (ОРБ), ОМОН и спецназ уже переведены указом президента из подведомственности центрального аппарат на региональный уровень. По такому же принципу теперь будут формироваться подразделения обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах и подразделения обеспечения правопорядка на транспорте.
Г-н Нургалиев также рассказал вчера о создании дисциплинарного устава, который должен стать «важным шагом в совершенствовании кадровой работы». «Конечной целью проводимых преобразований является формирование профессионального коллектива, основанного на высоких нормах морали и нравственности, нового облика сотрудника XXI века», -- заявил министр. Он также сообщил, что декларирование доходов сотрудников милиции и размещение этой информации в открытом доступе -- «это одна из профилактических мер по борьбе с коррупцией». Так, по данным министра, свои декларации уже предоставило более 300 тыс. милиционеров. Однако вчера же заместитель генпрокурора по Сибирскому федеральному округу сообщил о результатах проверки их ведомства, согласно которой большинство сотрудников окружного Главного управления МВД не в полной мере указало принадлежащее им или членам их семей имущество. «За 2009 год пять сотрудников ГУ получили дивиденды от владения акциями «Мобильных телесистем», «Роснефти», «Ростелекома», «Газпрома», однако в нарушение закона не указали сведения об имеющихся ценных бумагах и о полученном доходе», -- говорилось, в частности, в представлении заместителя генпрокурора.
Вчера свои претензии к работе МВД высказала и общественность. Так, глава ВЦИОМ Валерий Федоров на заседании общественного совета при МВД сказал, что из-за действий правоохранительных органов при разгоне несанкционированных митингов оппозиции возникает образ «милиция -- против народа». Речь шла и о разгоне 31 мая на Триумфальной площади в Москве несанкционированного «марша несогласных», когда было задержано 150 человек, а правозащитники констатировали применение избыточной силы со стороны милиционеров.
Г-н Нургалиев в ответ возмутился: «Существуют обыкновенные правила, которые существуют во всех государствах мира. Если ты хочешь провести какой-то митинг, какую-то демонстрацию, обратись в соответствии с законом, как положено. Кто эти вопросы выдумывает? Никогда у нас такого не было, чтобы на открытых митингах мы, по сути, где-то занимались чем-то противоправным». Министр при этом напомнил, что в прошлом году при исполнении своих обязанностей погибло 410 милиционеров, служба в МВД сопряжена с постоянным риском, но при этом низко оплачивается. «Мы самые нищие, мы действительно сегодня самые нищие из правоохранительных органов, -- заявил г-н Нургалиев. -- Мы должны посмотреть на свою работу, которая постоянно сопряжена с риском, -- за эту работу должны быть и соответствующие финансовые и социальные гарантии».