|
|
N°96, 04 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По внутреннему счету
Художники определились с «Соратниками»
Независимая от власти денег, интриг жюри, интересов коллекционеров и вездесущего гламура премия «Соратник» учитывает мнение только членов неформального профсоюза. Сто и один художник, активно действовавшие в Москве в предыдущем году называют имена трех отличившихся коллег -- простая сумма голосов выводит вперед то заслуженного мэтра, то подающий надежды, известный лишь в узких кругах талант. В этом году в лидеры вышел Александр Бродский -- замечательный художник и архитектор, блиставший прошлой весной инсталляциями в «Гараже» и на «Винзаводе». И пусть его большая персональная выставка добралась из Пермского музея лишь в виде каталога, весьма явные достижения Бродского в области современного искусства высоко отметили и старые друзья-товарищи -- Юрий Аввакумов, группа АЕС + Ф, и строгий концептуалист Никита Алексеев, и молодой художник из Петербурга Иван Плющ -- всего 11 голосовавших. На втором месте (девять голосов) оказался пользующийся интересом у кураторов, авторитетом у ровесников, новый руководитель винзаводовской программы «Старт» Арсений Жиляев. Третье место (семь голосов) разделили убежденный левак Дмитрий Гутов и Андрей Кузькин, причем яркий и талантливый Кузькин стал лауреатом «Соратника» во второй раз. По шесть голосов набрали Анна Желудь, Алекс Булдаков, Владимир Логутов, Виктор Скерсис. Показательно, что из тех, кому не хватило одного голоса, чтобы войти в тройку призеров, единственный «взрослый» -- Скерсис -- тоже очевидно и счастливо впал в детство вместе с товарищами по группе «Купидон». Соратники разного возраста вообще любят юных -- в прошлом году вся тройка лауреатов вписывалась в понятие «Молодой художник».
Возможно, симпатий к коллегам добавили неприятные происшествия -- произведения двух из четырех лауреатов стали в этом году жертвами вандалов: в Перми сожгли дивную «Ротонду» Бродского, в выставку Кузькина въехал на джипе начинающий перфомансист. Об этой прозе художественной жизни еще до начала церемонии напомнил артдиректор «Винзавода» Николай Спайдер. По праву хозяина, нарушив традиционно благостную обстановку, он вручил премии моральной поддержки тем, кто в ней нуждается более всего, -- находящимся под следствием и судом в связи с художественной деятельностью и личными проблемами художникам. Гуманистический порыв собравшиеся оценили сдержанно, но и без свиста не обошлось.
Учрежденная пять лет назад менеджером и куратором Ольгой Лопуховой и художником Антоном Литвиным премия еще в самом начале своего существования обещала определить в первый же юбилейный год самого надежного и стабильного «Соратника». Им оказался еще один из «Купидонов» -- концептуалист Юрий Альберт.
В этом году премию впервые вручали не на бесшабашной веселой «АРТСтрелке», а на «Винзаводе», без одного из ее основателей -- недавно ушедшей от нас Ольги Лопуховой. Некрепкую конструкцию существующего без бюджета, на чистом энтузиазме «Соратника» поддержала ее дочь -- Вера Ройтер, но громкого голоса и организаторских способностей Ольги Лопуховой явно не хватало -- художников собралось много меньше сотни, церемония получилась тише и скромнее обычного. Возможно, по той же причине резко выросло число отказавшихся от голосования -- сразу 16 художников. Как всегда, несколько творцов отметили среди лучших себя, а Сергей Ануфриев -- только себя. Незнакомых имен, не вошедших в изначальный список, было немного. Несмотря на независимый характер «Соратника», имена его лауреатов разных лет Андрея Монастырского, Сергея Браткова, Ирины Кориной, Андрея Кузькина, Бориса Орлова можно видеть и среди тех, кто номинируется и получает солидные денежные премии. И вот что странно -- решение жюри государственной «Инновации» и частного «Кандинского» встречают с иронией, иногда -- обструкцией. А безденежный честный «Соратник» всем нравится.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ