Президентские законопроекты об инновационном центре «Сколково», предоставляющие беспрецедентные льготы для создания российской силиконовой долины, на этой неделе внесены в Государственную думу (см. "Время новостей" от 1 июня). Более того, лидеры всех парламентских фракций уже успели заявить, что одобряют эти законопроекты. Для привлечения новых технологий власти, казалось бы, предусмотрели все возможные преференции -- и освобождение от налогов, и суперсовременные квартиры и офисы, и облегченный визовый режим для иностранных специалистов. Насколько эффективным проектом окажется «Сколково», сможет ли он продвинуть развитие инноваций в России, обозреватель «Времени новостей» Вера СИТНИНА решила выяснить у тех, кто непосредственно занимается инновациями."Важно, чтобы государство помогло запустить процесс, а потом отошло в сторону"Евгений ЗАЙЦЕВ, генеральный партнер венчурного фонда Helix Ventures (Силиконовая долина, США):-- Государство должно помогать инновационному бизнесу, это одна из его функций, и оно стимулирует инновации во всех развитых странах. Хотя в США роль государства незаметна, там запущены и работают мощные механизмы, стимулирующие инновационную деятельность. Для России очень важно, чтобы государство помогло запустить процесс, а потом отошло в сторону. С этой точки зрения построение «Сколково» абсолютно правильная идея, однако очень важно не повторить ошибок особых экономических зон и технопарков, которые так и не стали «точками роста». Главная задача -- соблюсти единство формы и содержания, т.е. не просто построить здания и городскую инфраструктуру, но и наполнить «Сколково» передовыми технологиями и специалистами мирового класса. А мировая конкуренция за них очень высока. Разумеется, в «Сколково» должны быть очень хорошие бытовые условия. Ученые и бизнесмены такие же люди, у них есть семьи и дети. Они не повезут ребенка из Америки, если не смогут обеспечить ему адекватный образ жизни. Однако быт организовать проще всего, да и в условиях глобализации не так важно, где человек живет; главное -- где есть наилучшие условия для самореализации. Создание таких условий и привлечение передовых бизнесов -- нетривиальная задача, которая требует нетривиальных подходов. Одно из эффективных решений -- государственные и частные инвестиции в мировые венчурные фонды, что дает доступ не только к передовым компаниям, но и к отсутствующим в России компетенциям. Уникальный ресурс -- российские специалисты, работающие за рубежом. Только в Силиконовой долине работает и ведет бизнес от 30 до 60 тыс. высококлассных специалистов российского происхождения. Это ребята, которые хорошо знают инновационный бизнес, и они не прочь применить свои знания во благо родины.
"В создании оранжерей для венчурного бизнеса нет смысла"Кирилл КУЧКИН, научный сотрудник кафедры молекулярной физики, физический факультет МГУ:-- Никакого смысла в создании оранжерей для венчурного бизнеса я не вижу. Когда льготный период закончится и резиденты «Сколково» начнут работать на общих основаниях, у них просто не будет шансов выжить в реалиях российского бизнеса. Инновационному бизнесу нужные не инкубаторские условия, а транспарентное, работающее законодательство. И одинаковые правила ведения бизнеса по всей стране. Приведу такой пример. Оценка стоимости интеллектуальной собственности регулируется законом об оценочной деятельности. Но в реальности ее не существует. Уже три года в Минэкономразвития лежит подготовленный экспертами федеральный стандарт оценки.
Венчурный бизнес ничем от табачного киоска или нефтяной компании не отличается. Такие инновационные компании, как ABBY или «Лаборатория Касперского», без всяких льгот добились больших успехов. Причем не только в России, но и во всем мире.
"У нас "Сколково" отдельно, а наука отдельно"Петр ТАТИЩЕВ, соучредитель GreenfieldProject -- сообщества начинающих предпринимателей для общения и обмена опытом:-- С точки зрения государственных мужей, логика абсолютно правильная -- строить пирамиду сверху вниз. В итоге они приведут в «Сколково» крупный бизнес и предоставят ему дополнительные льготы. Это хорошо, но на движение от крупного иностранного бизнеса до простых инноваторов с небольшими проектами таким путем уйдут годы. Для начинающих предпринимателей проблема заключается в другом -- их останавливает не отсутствие налоговых или таможенных льгот, они вообще не рассматривают возможность создания собственного бизнеса. У них есть наработки, но им надо показать, что есть такие же люди, как они, и эти люди занимаются бизнесом, причем вполне успешно. Построение стартап-сообществ -- один из первых шагов в этом направлении. Если бы в «Сколково», как, например, в Кембридже, все варились в одном соку, и опытные инноваторы, и начинающие, это пошло бы на пользу. Еще одна проблема «Сколково» -- там нет фундаментальной науки. В том же Кембридже всюду ученые, и они многим могут помочь в деле высоких технологий. У нас же получается, что «Сколково» отдельно, а наука отдельно -- в МГУ, Дубне или Долгопрудном.
"Инновации должны быть в головах"Андрей ТАТАРИНОВ, член Общественной палаты РФ (комиссия по вопросам развития гражданского общества):-- Надеюсь, что внесенные в Госдуму президентом законопроекты действительно привлекут в «Сколково» бизнес и инвестиции, хотя этих документов, конечно, может быть недостаточно. Но законодательство -- это только часть необходимых условий для развития инновационного бизнеса в стране. И это действия уже второго порядка. Первоочередные меры, по моему мнению, должны приниматься совсем в другой плоскости -- важно менять мышление, образ жизни таким образом, чтобы развитие личности, самореализация человека, стремление к совершенствованию, в том числе технологическому, всех областей жизни стало частью культуры и менталитета россиян. Инновации должны быть во всем, и прежде всего в головах. По мере того как будет меняться общественное мнение, ценностные ориентиры молодежи, расти спрос на качество образования, появится уважение к инженерам и технологическим предпринимателям, будет развиваться наиболее благоприятная и высококонцентрированная инновационная среда. А из нее будут вырастать инновационные бизнесы, яркие истории успеха на мировом рынке, новые громкие достижения отечественных разработчиков. Тогда все набившие сейчас оскомину вопросы, с одной стороны, почему нет спроса на инновации, а с другой -- почему столько венчурных денег на рынке, а вкладывать их не во что, снимутся сами собой.