|
|
N°95, 03 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пора рассчитаться с прошлым
ММКФ объявил свою программу
В конкурс 32 -го Московского кинофестиваля вошла вопреки обыкновению только одна российская картина -- «Воробей» Юрия Шиллера. Это дебют в игровом кино 68-летнего документалиста из Новосибирска, обладателя многих наград за документальные ленты. Была надежда взять в конкурс еще один российский фильм -- «Кочегар» Алексея Балабанова, но режиссер попал в больницу и завершить свою работу к фестивалю не успел. Среди авторов остальных конкурсных картин есть еще одно узнаваемое имя -- венгерский режиссер Марта Мессарош. Ее фильм «Последний донос на Анну» исследует судьбы людей, которые поломало венгерское восстание 1956 года. Остальные фильмы-участники можно объединить названием корейской ленты режиссера Пака Тонхун «Фильм-просвещение». С этими вряд ли знакомыми широкой публике авторами из Чехии, Болгарии, Канады, Румынии, Польши, Австрии и Турции зрителей решил познакомить ММКФ, так как заполучить их в конкурс проще, чем гнаться за известными именами, уже расхватанными другими фестивалями. Сквозной темой конкурса можно считать разоблачение неприглядных страниц советской истории, связанных с вмешательством в жизнь других государств. Это и уже упомянутое венгерское восстание, и ввод советских танков в Чехословакию, ставший отправной точкой событий фильма Ирены Повлазковой «Как рай земной».
«Эта линия была задана на политическом уровне после трагической гибели президента Польши Леха Качиньского и последующего показа и обсуждения фильма «Катынь», -- сказал директор программ ММКФ Кирилл Разлогов. -- Нам показалось, что пришла пора рассчитаться с прошлым, перестать опасаться картин, где показано, как советские танки идут по улицам европейских городов, и что пора уже собрать фильмы, позволяющие осмыслить недавнюю историю стран Восточной Европы».
Другой заботой отборщиков ММКФ стала задача представить бурно развивающееся латиноамериканское кино. Оно давно уже занимает значительное место в современном киномире, но до сих пор недостаточно известно в России.
Особняком в конкурсе стоит картина из Франции -- режиссерский дебют Михаэля Коэна, пока больше известного в качестве нового мужа кинозвезды Эммануэль Беар. Она же сыграла главную роль в фильме под несколько двусмысленным названием «Это начинается с конца», изобилующем, как рассказал Кирилл Разлогов, откровенными сценами в духе «Последнего танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. «Слишком жаркие эпизоды несколько смутили даже отборщиков Каннского кинофестиваля, не взявших фильм в свой конкурс, но они вполне соответствуют по накалу страстей Московскому кинофестивалю», -- продолжил Разлогов.
Быть главным судьей фильмов 32-го ММКФ приглашен знаменитый французский режиссер и продюсер Люк Бессон (его фильм "Необычайные приключения Адель" закроет фестиваль). Также в жюри вошли Файт Хайдушка, продюсер всех фильмов Михаэля Ханеке, литовский кинорежиссер Шарунас Бартас и две актрисы -- Каталина Сааведра из Чили и Мария Миронова из России.
Тим Бертон, недавний председатель жюри Каннского кинофестиваля, вопреки слухам не получал официального приглашения от ММКФ и вряд ли появится в Москве. Перспективным новшеством ММКФ станет проведение международного кинорынка в «Рэдиссон-Славянской» с 18 по 22 июня, в рамках которого состоится второй Московский форум копродукции. Там будет представлено 22 больших кинопроекта, шесть из которых ориентированы на копродукцию Европы и стран БРИК -- Бразилии, России, Индии и Китая.
Откроется ММКФ фильмом классика европейского кино Клода Лелуша -- своеобразной рефлексией мастера над собственной жизнью и ролью в ней кинематографа. Помимо Франции прошлого века в фильме воссоздана и Москва 1956 года, в которой оказался тогда еще начинающий режиссер. В буквальном переводе его картина называется «Эти любови». Для российской премьеры Клод Лелуш придумал другое название -- «Женщина и мужчины».
Ольга ГАЛИЦКАЯ