|
|
N°95, 03 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газовые мечты
Литва уповает на сланцевое эльдорадо
Участие главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу в экономическом форуме и заседании совета глав правительств государств Балтийского моря, завершившихся вчера в Вильнюсе, позволило обсудить перспективы преодоления энергетической изоляции Балтии от Евросоюза. Литва намерена, в частности, построить в Клайпеде терминал для сжиженного газа и соединить свою газотранспортную систему с польской. Рассчитывает Вильнюс на политическую и экономическую поддержку Брюсселя.
Но перспективы такой поддержки неясны. Если президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что на смычку с Польшей «будут выделены европейские средства», а терминал поспособствует «серьезной конкуренции с российским газом, так как мы сможем ввозить газ из любых стран», то Жозе Мануэл Баррозу упомянул лишь о политической поддержке. В части «выделения средств» он был осторожен: «Если потребуется, то финансовую помощь будем обсуждать. Когда будут проекты, проведем анализ и обсудим возможности, исходя из их пользы». Еще он посоветовал поручить группе на высшем уровне, созданной для реализации плана объединения энергетики Балтии, пока лишь следить за развитием проекта.
Идею строительства терминала для сжиженного газа в Клайпеде литовцы выдвинули еще два года назад. Но при нынешнем правительстве востребованным оказался проект «газового моста» между Литвой и Польшей. Интерес к теме подогревали сенсационные сообщения о богатых месторождениях сланцевого газа в северных и центральных районах Польши. Аналогичные месторождения интенсивно разрабатывают в США благодаря применению новых технологий добычи. Они-то и пробудили интерес к запасам сланцевого газа во всем мире. Считается, что их освоение может привести к перевороту в энергетике -- падению спроса на нефть и обычный газ, сокращению выбросов углекислого газа. По подсчетам экспертов в течение ближайших 20 лет половина сжигаемых человеком углеводородов будет сланцевого залегания.
В США всерьез говорят о том, что в недалеком будущем страна не только полностью перейдет на самообеспечение газом, но и превратится в его экспортера. А тут геологи якобы нашли от 1,5 до 3 трлн кубометров сланцевого газа в Польше. Крупнейшие мировые концерны -- «Эксон», «Шеврон», «Коноко», осваивавшие запасы сланцев в США, -- уже готовы приступить к разведке и пробным бурениям. «С результатами надо будет подождать несколько лет, но если прогнозы подтвердятся, это станет абсолютной революцией на газовом рынке Польши», -- заметил Томаш Хмаль, эксперт по энергетике из польского Института Собеского.
В предчувствии «революции» о собственном газовом эльдорадо заговорили в Литве. Специалисты указывают на схожесть подземных структур страны с польскими. Впрочем, глава Литовской геологической службы Юозас Моцкявичюс старается быть реалистом. По его словам, вопрос этот всерьез в Литве не изучали и вряд ли им здесь займутся, пока не будут получены результаты из Польши. Уйдет на это лет десять. Следовательно, в Литве о добыче газа можно будет говорить лишь лет через пятнадцать-двадцать. Да и дело это, скорее всего, будет иметь в хозяйственном отношении примерно такое же значение, как нынешняя добыча литовской нефти, которую за 20 лет вычерпали почти полностью. Отсюда вывод: «Сланцевые источники надо исследовать, и, если возможно, потреблять. Но не стоит делать из этого политику исходя из того, что Польша станет вторым «Газпромом», а Литва решит энергетические проблемы».
Депутат сейма Литвы и член его экономического комитета Юлиюс Весялка в беседе со «Временем новостей» припомнил, что о связанных с польским газом проектах говорили, еще когда он в начале 1990-х годов был министром экономики: «О сланцевом газе стало известно не вчера, а лет 30--40 назад. И если бы все было так просто, Европа не пожалела бы денег и давно занялась его добычей, как она не скупится на освоение морского шельфа. Поэтому Брюссель смотрит на эти фантазии скептически, а Баррозу готов говорить лишь о политической, но не экономической поддержке».
По оценке г-на Весялки, «еще на воде вилами писано, какое экономическое значение будет иметь для самой Польши освоение подземных газовых скальных пород. Скорее всего, лишь вспомогательное». Что касается перспектив использования будущего польско-литовского газопровода в связке со строящимся терминалом для сжиженного газа в польском Свиноуйсьце, то вряд ли Польша станет делиться с Литвой газом из Катара (соответствующий договор подписан в июне прошлого года). «Ведь этим газом она способна удовлетворить лишь до 15% своих потребностей. Так что Польша сможет делиться только российским газом, а это значит, что он непременно обойдется нам дороже», -- сказал в беседе с «ВН» парламентарий.
Кстати, сами поляки ведут себя весьма прагматично. Не случайно в разгар ажиотажа вокруг сланцевого газа премьер Дональд Туск на встрече с российским коллегой Владимиром Путиным в Смоленске договорился о поставках в течение 15 лет российского газа с увеличением квоты с 8 до 11 млрд кубометров. Туска в польской прессе попрекнули за то, что он-де взвалил на Польшу обязательство покупать газ в увеличенных объемах и по формуле цены, связывающей газ с нефтью, в то время как мир переходит на свободные рыночные цены. Но премьер посчитал, что лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс