|
|
N°135, 30 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каспий не уникален
Назарбаев не доволен позицией Москвы
Вчера в Тегеране началось очередное заседание специальной рабочей группы по Каспию на уровне заместителей министров иностранных дел пяти прикаспийских государств. Нынешняя встреча представителей Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении -- седьмая по счету с 1996 года, когда было принято решение создать рабочую группу для урегулирования одной из самых болезненных проблем последнего десятилетия на пространствах Евразии -- выработки нового статуса Каспийского моря.
Значимость нынешнему совещанию придает то, что оно -- первое после ашхабадского саммита каспийской пятерки, состоявшегося в апреле. Пожалуй, единственным результатом той встречи президентов стала договоренность видеться друг с другом регулярно, как только обнаружится возможность достичь очередного компромисса на Каспии. Предел этих возможностей был продемонстрирован в туркменской столице, когда работа саммита то и дело прерывалась публичными перепалками между лидерами Ирана и Азербайджана, Азербайджана и Туркмении. Поэтому начавшаяся вчера в Тегеране двухдневная встреча может рассматриваться как определенный компромисс, инициированный Москвой. Несколько недель назад с предложением о проведении пятисторонних консультаций в иранскую столицу прибыл спецпредставитель президента Путина по Каспию, замминистра иностранных дел Виктор Калюжный. Он и возглавляет сегодня российскую делегацию, которая выглядит небывало внушительной и насчитывает 12 человек. Среди них первый заместитель председателя Госкомрыболовства Александр Моисеев, директор Океанографического института «Росгидромета» Владимир Лапшин, представители министерств транспорта и природных ресурсов.
Российские ведомства приняли к исполнению директиву президента Путина вести переговоры по «всем азимутам» каспийских проблем: рыболовству, экологии, энергетике и транспорту. Что же касается основного, «исторического» вопроса, как делить Каспий, тегеранская встреча вряд ли принесет результаты. Ни одна из сторон со времени ашхабадского саммита ни дала повода для оптимизма.
Ситуация может только осложниться из-за действий одного из прикаспийских государств, причем к полной неожиданности для Москвы, поскольку именно с этим государством, Казахстаном, у нее был чуть ли не полный консенсус по Каспию. Как стало известно газете «Время новостей» из официальных источников в Астане, 10 июля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал новый закон о границе, согласно которому Астана ввела понятие «континентального шельфа» на Каспии и определила его размеры для Казахстана в 12 морских миль. Юридическая новелла Астаны противоречит российской концепции, по которой Каспийское море признается «уникальным водоемом» и к нему неприменимы положения Международной конвенции по морскому праву, устанавливающие понятие континентального шельфа.
Россия, чью позицию в Ашхабаде озвучил президент Путин, предложила ввести определение 15-мильной «прибрежный зоны», на которую распространяются суверенные права прикаспийских государств на рыболовство, санитарный контроль и борьбу с браконьерством. Москва исходила из того, что установление прибрежной зоны, где будет позволено заниматься суверенным недропользованием, не повлечет за собой появления морских границ на Каспии. Но именно к таким последствиям неминуемо ведет законотворчество парламента и президента Казахстана.
Аркадий ДУБНОВ