|
|
N°135, 30 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Достаточно принять решение сходить в кино»
15 мая премьерой новой серии «Звездных войн» открылся самый большой в стране девятизальный кинотеатр «Формула Кино» в торговом комплексе «Атриум» на Земляном валу. Комплекс тогда был пуст -- ни один из арендаторов не завершил обустройство и не начал работать к моменту открытия торгового центра. А кинотеатр сразу начал собирать практически полные залы. Сейчас его посещаемость приблизилась к показателям давно работающих мультиплексов «Каро Фильм 1» и «Каро Фильм 2». Девять залов (вместимостью от 32 до 272 мест) рассчитаны на 1700 человек. В самым маленьком -- VIP-зале -- можно осуществить давнюю мечту киномана: смотреть кино лежа, так как кресла там снабжены особыми механизмами, позволяющими привести в любое желаемое положение и спинку, и подставку под ноги. Рядом с креслом -- столик для еды и напитков и кнопка, с помощью которой можно вызвать из бара официанта и заказать себе что-нибудь прямо к месту просмотра. О возможностях нового бизнеса рассказывает генеральный менеджер компании «Формула Кино менеджмент» Марала ЧАРЫЕВА.
-- Кому принадлежит кинотеатр?
-- «Формула Кино» -- это совместный проект сетей кинотеатров «Каро Фильм», «Империя Кино» и компании «Формула Кино». Для оперативного управления мультиплексом участниками проекта была создана компания «Формула Кино менеджмент», которая занимается рекламой и маркетингом, управлением барами и буфетами, наймом и обучением персонала и многими другими вопросами. Сеть кинотеатров «Каро Фильм» открыла первый мультиплекс в нашей стране в 2000 году в гипермаркете «Рамстор-2» на Шереметьевской улице. Через год в гипермаркете «Рамстор-Каширская» открылся еще один четырехзальный кинотеатр «Каро Фильм 2».
-- Выгодно ли сейчас в России заниматься этим бизнесом?
-- В Москве существуют сети кинотеатров «Каро Фильм» и «Империя Кино», куда ходит самая разная публика. Есть разница между центральными кинотеатрами и теми, что работают на аудиторию своего района. Задача в том, чтобы охватить нашими кинотеатрами как можно большую часть постоянной зрительской аудитории. Весьма вероятно, что уже скоро люди предпочтут небольшие местные кинотеатры большим центральным.
-- Как быстро намечено вернуть деньги? И нельзя ли рассказать, сколько стоит построить мультиплекс?
-- Стоимость проекта «Формула Кино» -- порядка 6 млн долларов. По нашим оценкам, срок окупаемости -- пять лет.
-- Что говорит опыт существования многозальных кинотеатров в России и в мире?
-- Возвращение зрителей в кино в большинстве промышленно развитых стран многие аналитики связывают с распространением кинотеатров нового типа, с количеством залов от 10 до 50 (!). Они оказались чуть ли не единственными рентабельными предприятиями сферы кинопоказа и в крупных городах практически вытеснили однозальные кинотеатры. Именно благодаря мультиплексам был спасен кинопрокат Германии, Франции и США. В России этот процесс пока только начался. Но он идет.
Преимущество мультиплексов мне кажется очевидным: качество демонстрации -- высокое, при этом фильмов много, между сеансами небольшой перерыв, так что можно всегда выбрать фильм по душе и посмотреть его немедленно. Зачастую потенциальный зритель не идет в ближайший кинотеатр потому, что его не устраивает репертуар. А у нас -- достаточно принять решение сходить в кино, и всегда можно выбрать интересующий вас фильм.
-- Как формируется репертуар вашего кинотеатра?
-- Мультиплексы, расположенные в торговых центрах, работают как кинотеатры семейного просмотра. Поэтому и репертуар, и спектр дополнительных услуг определяется именно этим обстоятельством: подбирается «семейное» кино, днем демонстрируются детские фильмы.
-- В чем другие особенности симбиоза между торговыми центрами и мультиплексами?
-- Принято считать, что зритель, как правило, идет на фильм, а все остальные его желания -- на втором плане. На самом деле проведенные нами маркетинговые исследования показали, что лишь для одного из трех зрителей кинотеатр является прежде всего местом просмотра фильма; остальные воспринимают его в первую очередь как место отдыха и развлечений, приятного времяпрепровождения, положительных эмоций. Современный кинотеатр -- скорее развлекательный комплекс. Поэтому так удачно встраиваются кинотеатры в торговые центры. Люди приходят туда сделать покупки, зачастую семьями, а после они могут отдохнуть: вкусно поесть, посмотреть фильм в приятной обстановке, поиграть в боулинг, бильярд, на игровых автоматах и пр. Арендаторы таких центров, как правило, подбираются с особой тщательностью: чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания, рассчитанный на определенную аудиторию. И каждый участник, привлекая клиентов, увеличивает посещаемость и других точек.
-- По вашему опыту, всегда ли можно прогнозировать кассовый успех или неуспех фильма в конкретном кинотеатре?
-- Практически да. Потому что есть некие «отраслевые стандарты», по которым оценивается коммерческий потенциал фильма: его бюджет, производитель, наличие звезд, сборы в Америке, Европе, режиссер, затраты на рекламу, продолжительность и т.д.
-- Бывали ли в вашем опыте сюрпризы, когда проваливался прогнозируемый хит или хороший прокат имел заведомый аутсайдер?
-- Хотелось бы смягчить оценки. Например, в сети кинотеатров «Империя Кино» целевая аудитория -- молодежь от 18 до 30 лет, и там всегда на ура идут мелодрамы или комедии, а более взрослое кино остается незамеченным. Парадоксально, но такие прекрасные фильмы, как «Игры разума», «Комната страха» и «Али», не были оценены аудиторий. А такие молодежные фильмы, как «Американский пирог 2», «Перекрестки», «Роллербол», «Блондинка в законе», «Отмороженные», детский мультик «Шрек» долго стояли на аншлагах.
-- Будут ли у вас идти российские фильмы?
-- Первенство по производству и прокату кино в мире принадлежит США, однако мы готовы показывать любое хорошее кино независимо от страны-производителя. В наших кинотеатрах вышли в прокат с шумными премьерами такие российские фильмы, как «Звезда», «Война», «Сказ о Федоте Стрельце», «Апрель», «Лавина», «Займемся любовью» и др. В ближайшее время на экраны выйдут «Антикиллер» и «Олигарх».
На одно зрительское место в мультиплексах приходится 75-95 посетителей, а даже в таких раскрученных кинотеатрах, как «Пушкинский» и «Ударник», 50--65 посетителей.
Материал подготовили Алена СОЛНЦЕВА и Алексей МЕДВЕДЕВ