|
|
N°94, 02 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авангард столетней выдержки
Изгнанные нацистами шедевры вернулись в «самый красивый музей в мире»
Рурская область Германии объявлена культурной столицей Европы 2010 года. В рамках этого события в Эссене в отворившем в начале года свои двери новом здании музея «Фолькванг» проходит первая выставка, устраиваемая при поддержке газовой компании E.ON Ruhrgas. Она, как подчеркнул на встрече с прессой директор музея Хартвиг Фишер, должна стать важной точкой отсчета в новой истории музея. Экспозиция реконструирует уникальную в своем роде часть довоенной коллекции живописи французского и немецкого авангарда, показывая нашим современникам, какой она была до распродажи шедевров национал-социалистами в 1937 году. В тот год из немецких музеев было изъято 16 тысяч произведений искусства и иных экспонатов, не соответствовавших, по определению нацистских экспертных комиссий, высоким идейным требованиям фюрера и партии к культуре. «Фолькванг», где были собраны живописные полотна широко известных художников-модернистов, пострадал больше других.
Самим своим возникновением музей «Фолькванг» обязан Карлу Эрнсту Остхаусу, внуку миллионера-фабриканта начала прошлого века. Дедушка на своей нехитрой фабричке производил болты и шурупы. Тяга к коллекционированию открылась у Остхауса в 1902-м, когда ему было 22 года. Собирал он поначалу бессистемно -- то удивившие его минералы, то насекомых, то восточную керамику. И лишь после знакомства с бельгийским архитектором-модернистом Анри ван де Вельде увлекся работами французских модернистов и немецких экспрессионистов. В тогдашней Германии картины Моне, Матисса и ван Гога были мало кому известны. Впервые Остхаус представил их публике в своем частном музее в Хагене. Дед-фабрикант поддержал тягу внука к прекрасному и диковинному, пожертвовав 60 миллионов марок.
Экспозиция вызвала сенсацию, в частности, еще и потому, что рядом с картинами модернистов были выставлены произведения из «далеких миров»: египетские, греческие, римские и африканские скульптуры, театральные маски из Японии, фигуры Театра теней с острова Ява. Все это в одном зале мирно соседствовало с авангардом: девушки-таитянки Поля Гогена красовались рядом с изящными женскими фигурками с островов Океании, натюрморты из масок Эмиля Нольде мирно уживались с африканскими масками, а фигурки Будды блестели золотом на вызывающем фоне лиловых стен. Никто прежде до Остхауса не демонстрировал так откровенно сам авангард в живописи и его истоки.
После ранней смерти Карла Эрнста Остхауса в 1921 году (основатель музея «Фолькванг» прожил лишь 47 лет) его ставшую к тому времени довольно внушительной коллекцию авангарда купил город Эссен. «Поддержка со стороны властей города, ставшего к тому времени крупнейшим промышленным центром Германии, помогла «Фолькванг» выжить в кризисные 20-е годы прошлого века, -- сказал директор музея Хартвиг Фишер. -- А в наше время глобального кризиса сотрудничество с газовой компанией E.ON Ruhrgas позволяет музею сохранять свой уровень в ряду наиболее ценных мировых коллекций».
1921 год и считается временем окончательного рождения музея «Фолькванг». Его тогдашнему директору Эрнсту Гозебруху, известному немецкому эксперту в области истории искусства, за первое десятилетие существования музея удалось поставить собрание шедевров в Эссене в один ряд с всемирно известными коллекциями того времени. Один из создателей Музея современного искусства в Нью-Йорке Пол Сакс в 1932 году, посетив «Фолькванг», назвал его "самым красивым музеем в мире".
Однако уже в 1937 году, через четыре года после прихода к власти Гитлера, в ходе идеологических чисток большинство экспонатов национал-социалистами было отнесено к «дегенерирующему искусству» и конфисковано. «Художниками-выродками» были объявлены среди прочих представителей авангарда Марк Шагал, ван Гог, Сезанн, Гоген, Кандинский, Мунх, Кирхнер, Нольде, Бекманн. Оказывались неугодными картины, где, по мнению нацистских «искусствоведов», к примеру, деревья были изображены чересчур «синими» или, скажем, лицо в автопортрете представлялось «болезненным». Ведь в Третьем рейхе было место лишь здоровым представителям «высшей расы».
К тому времени на место директора музея поставили верного партии графа Клауса фон Баудиссина. Достаточно сказать, что на службу новый руководитель музея «Фолькванг» явился в униформе СС. Поэтому неудивительно, что при его деятельном участии более полутора тысяч экспонатов было конфисковано. Большая их часть пошла с молотка на аукционах в Мюнхене и швейцарском Люцерне и оказалась в музеях и частных коллекциях по всему миру, преимущественно в США (лишь немногие из этих шедевров авангарда в послевоенные годы вновь были выкуплены музеем «Фолькванг»). Над некоторыми работами, конфискованными из музея, нацисты позволили себе еще и прилюдно поглумиться. Так была проведена «выставка позора», на которой демонстрировались картины, изгнанные из некогда «самого красивого музея в мире». Баловавшийся акварелью Гитлер лично охарактеризовал полотна великих авангардистов «бредовыми потугами идиотов» и «скопищем сумасшедших мозгов».
Весной нынешнего года, спустя семь долгих десятилетий, часть шедевров на несколько месяцев снова вернулась в Эссен под новую крышу «Фолькванг». Дело в том, что два года назад значительная часть его здания пострадала от пожара, но уже в начале 2010-го музею было передано новое здание, построенное по проекту знаменитого британского архитектора Дэвида Чипперфилда. Впервые за многие годы к выставке временно возвращенного авангарда из запасников были извлечены, как и во времена Остхауса, скульптуры и другие диковинные экспонаты из далеких стран.
Возвращение некогда изгнанных шедевров в музей «Фолькванг» стало возможным благодаря программе поддержки культуры, осуществляемой E.ON Ruhrgas, крупнейшим европейским партнером российского «Газпрома». Эта выставка стала новой вехой в 25-летней истории сотрудничества газовой компании с «Фолькванг». Шеф правления E.ON Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг убежден, что у его предприятия есть «добрые причины» для участия в культурных проектах. Ведь для газовиков культура -- «фактор производственной площадки и экономики». «Благодаря культуре возникает общественная жизнь, она определяет характер метрополии, создает контакты между людьми, -- отмечает г-н Ройтерсберг. -- А из этого в свою очередь возникает экономическая активность». В Рурской области в наши дни это взаимодействие культуры и экономики разворачивается особенно динамично. Именно поэтому для культурной столицы Европы 2010 года был избран лозунг «Перемены благодаря культуре -- культура благодаря переменам». Эти слова были сказаны основателем музея «Фолькванг» Карлом Эрнстом Остхаусом.
Юрий ШПАКОВ, Берлин