|
|
N°94, 02 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«На земле Тарковского мы вас величаем...»
В Иванове наградили финнов, корейца и московского студента
Победой фильма финского режиссера Доме Карукоски «Запретный плод», взявшего не только Гран-при, но и одну на двоих актерскую награду юным исполнительницам главных ролей Аманде Пилке и Марьют Маристо, в Иванове завершился четвертый международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского.
За несколько месяцев до этого решение ивановского губернатора Михаила Меня назначить фестивальным президентом режиссера Павла Лунгина положило конец «зеркальному» междуцарствию. Первоначально президентский пост, которым с легкой сочинской руки Марка Рудинштейна обзавелись почти все российские кинофестивали, на «Зеркале» занимала Инна Чурикова. Однако год назад она этот пост покинула, высказавшись таким образом против отлучения от фестивальных дел продюсера и композитора Алексея Гарнизова, пригласившего ее в Иваново на роль первого лица. Прошлой весной «Зеркало» вовсе обошлось без президентской власти и, кажется, этого даже не заметило, а нынче на царство был зван автор «Царя».
Связь актрисы Чуриковой и великого режиссера Тарковского, чье имя фестиваль от рождения носит, при желании обнаруживалась в давнишней причастности госпожи Чуриковой к ленкомовскому «Гамлету», который был поставлен Тарковским и в котором она играла Офелию. Связать аналогичным образом господина Лунгина с классиком Тарковским или с городом Иваново сложнее. Можно попытаться сделать это через справедливое утверждение, что уже почти двадцать лет режиссер Лунгин входит в короткий список известных Западу российских кинематографических авторов, каковой список, безусловно, открывает Andrei Tarkovsky; что он (опять же в числе очень немногих соотечественников) неизменно любим главным кинофестивалем мира -- Каннским, где фильмы Тарковского не раз были премированы. Или поиграть в географические каламбуры и забавы ради вспомнить, что тезку Лунгина, главного героя экранизированных им «Мертвых душ», звали Павлом Ивановичем. А можно просто ограничиться утверждением, что Лунгин согласился патронировать «Зеркало» и отнесся к этому обстоятельству совсем не формальным образом. В частности, весьма болезненно отреагировал на церемонию открытия, по ивановской традиции несвободную от примет советского культурного мероприятия для народных масс и стремящуюся примирить эти приметы с оммажем Тарковскому. Церковные песнопения, барабанный стук группы «Экстази», шествие сериальных кумиров по красной дорожке и славословие духовным поискам автора «Зеркала» -- такого рода смелые культурные комбинации смутили, и это мягко сказано, фестивального президента. Тот поделился собственным смущением с губернатором, который в свою очередь устроил, как говорят, серьезный разнос виновным. В результате церемония закрытия выглядела много строже и была почти всецело посвящена раздаче призов, судьбой которых распорядилось представительное международное жюри во главе с южнокорейским фестивальным деятелем Ким Дон Хо.
С одной стороны, президент Лунгин, конечно же, прав в своем неприятии чуждых тарковскому духу домашних ивановских радостей. С другой стороны, этот режиссер знает толк в работе с кичем, а значит, не может не кайфовать от такой, скажем, песни, которой фестивальный десант встречали в Юрьевце девицы в кокошниках и парубки в косоворотках: «На земле Тарковского мы вас величаем, счастья и здоровья от души желаем...» Согласитесь, есть что-то здоровое в этом простодушии. Равно как и в стремлении губернатора Меня запечатлеть себя на подарочной коробке с фильмами Тарковского, переизданным к фестивалю (губернатор последователен -- три года назад его портрет украсил суперобложку фотоальбома знаменитого оператора Александра Антипенко). В конце концов это ведь господину Меню, которого в области уважают и любят, пришла счастливая идея учредить «Зеркало», и к чему тогда ложная скромность. Андрею Арсеньевичу, к примеру, она совсем не была свойственна, и «Зеркало» об этом напомнило, украсив фасад фестивального дворца цитатой-рассуждением Тарковского об ответственности гения перед народом (при этом из самой фразы совершенно ясно, что имеет он в виду конкретно себя). Такого рода настроения витали в воздухе фестиваля -- вот и член жюри, автор пока что двух вызывающих интерес фильмов Алексей Мизгирев, которого в том же Юрьевце представили народу как «выдающегося режиссера современности», не уклонился от предложения оставить отпечаток своей ладони во дворе мемориального дома Тарковского. Хотя по мне так вполне мог бы ограничиться ритуальной посадкой яблони там же. Но тут каждый сам себе голова.
Представления о том, кто достоин фестивальной награды, а кто нет, у каждого тоже свои, однако на этот раз сделанный жюри выбор никакого ропота не вызвал: большинство согласилось с тем, что расклад получился справедливым. А также с тем, что международный конкурс, собранный для «Зеркала» его программным директором Сергеем Лаврентьевым, выглядел достойно. Словно желая упредить проходивший почти в те же сроки в Мурманске кинофестиваль арктических стран «Северное сияние», главный ивановский приз, как сказано выше, отдали финскому «Запретному плоду» -- точной в своих решениях истории двух девочек-беглянок из религиозной общины и их взросления в исполненном соблазнов мире. За режиссуру наградили Чон Су Иля, автора медитативного фильма «Гималаи -- там, где живет ветер» (Южная Корея--Непал--Франция) опять же про поиски себя, но теперь уже мужские. И то сказать: какой уважающий себя международный фестиваль обходится сегодня без награды азиатскому продукту? Пожалуй, только приз Юрию Назарову за роль в «Истинном полдне» (Таджикистан--Иран--Швейцария--Нидерланды) не показался безусловным. Хотя бы потому, что не забыты действительно значительные роли, сыгранные этим выдающимся актером. Но тут резоны жюри предположительно ясны: во-первых, внести российскую строчку в наградной реестр, а во-вторых, еще раз вызвать дух Тарковского, в «Зеркале» которого Назаров, как известно, исполнил роль военрука.
Наконец призом президента фестиваля -- это нововведение -- решено было отметить лучший студенческий фильм, и таковым фильмом Лунгин счел «Бездну» своего молодого коллеги Антона Коскова. Вручая этот приз и чек на три тысячи долларов вгиковскому ученику Игоря Масленникова (на студии которого, кстати, он когда-то дебютировал «Такси-блюзом»), ивановский президент дал понять, что считает эту награду чуть ли не важнейшей в регламенте «Зеркала». Поскольку кино живо своим будущим и устремлением к нему, и где, как не на фестивале имени великого реформатора киноязыка, об этом думать? Не поспоришь.
Дмитрий САВЕЛЬЕВ