Сообщения о скоропостижном уходе федерального президента Германии 67-летнего христианского демократа Хорста Келера со своего поста вчера полностью изменили информационную картину в стране, второй день взахлеб обсуждавшей
победу 19-летней школьницы из Ганновера в песенном конкурсе «Евровидение».
Келер уже третий раз уходит с работы досрочно. В 2000 году он не доработал до истечения контракта во главе Европейского банка реконструкции и развития -- власти ФРГ выдвинули его на пост директора-распорядителя МВФ как компромиссную фигуру после того, как другой кандидат Берлина, Кайо Кох-Везер, вызвал всеобщий протест. В МВФ Келер не добился выдающихся успехов -- напротив, с его именем связано начало определенного кадрового кризиса в руководстве фонда. В 2004 году совет директоров МВФ с облегчением вздохнул, когда партия христианских демократов выдвинула Келера на пост федерального президента ФРГ. Так Хорст Келер во второй раз не доработал до истечения контракта и ушел на повышение. Третий раз, похоже, символизирует крах блистательной карьеры.
Причиной своей отставки теперь уже экс-глава государства назвал негативную реакцию на свои высказывания относительно участия бундесвера в военных акциях международных миротворческих сил в Афганистане. Он отметил, что не ощущает должного уважения к посту президента со стороны общества. Вчера телеканалы передали из президентской резиденции дворца Бельвю его последнее послание к нации: «Я заявляю о своем уходе с поста федерального президента». Рядом с ним на картинке телеэкранов была его супруга -- Ева Луиза. Глаза бундеспрезидента были наполнены слезами, голос местами срывался.
Нынешняя драма вокруг Хорста Келера возникла в связи с его недавними высказываниями относительно задач и смысла пребывания немецких солдат с оружием в руках за пределами Германии, конкретно в Афганистане. Слова президента на этот счет были истолкованы в том смысле, что он якобы своей властью и авторитетом благословляет использование бундесвера за рубежом для обеспечения экономических интересов страны. «Этому приписываемому мне утверждению нет оправдания», -- сказал вчера г-н Келер. Тем самым, убежден он, утрачено «необходимое уважение» к высшему государственному посту в Германии.
На самом деле слова Келера, из которых можно было заключить, что немецкий солдат призван по всему миру биться за экономические интересы своей страны, вызвали взрыв возмущения. Дословно экс-президент сказал: «Общество постепенно приходит к пониманию того, что такая страна, как Германия, с ее ориентацией на внешнюю торговлю и ее зависимостью от внешней торговли должна знать, что в случае сомнений, чрезвычайной ситуации необходимыми являются и военные операции для того, чтобы обеспечить наши интересы». В качестве примера он привел необходимость обеспечения «свободных путей торговли». При этом «необходимо устранять любые региональные нестабильности, которые могут ударить по нашим возможностям обеспечивать наши рабочие места и заработки благодаря торговле». Из этих слов вполне напрашивался вывод о том, что федеральный президент оправдывает экономические войны.
О том, что его не так поняли, Хорст Келер заявил сразу же после бурной общественной реакции. Президентский спикер пояснил: дескать, г-н бундеспрезидент имел в виду не горячо обсуждаемый в настоящее время Афганистан и будущее бундесвера в этом регионе, а в большей степени, скажем, противодействие морским пиратам. Тем не менее волну критики в адрес Хорста Келера, в том числе и со стороны руководства правящей коалиции, остановить было уже невозможно. Для христианских и свободных демократов, сформировавших коалиционное правительство во главе с канцлером Ангелой Меркель, подобный шаг (или скорее проступок) президента, совершенный в разгар экономического кризиса, стал сколь неожиданным, столь и тяжелым ударом по авторитету власти.
«Я хотел бы стать федеральным президентом для всех немцев и президентом для всех людей, которые здесь живут», -- заявил о своей позиции Хорст Келер, вступая на высший государственный пост в 2004 году. В послевоенной истории Германии это был первый «неполитик», возглавивший государство. 3 мая 2009 года в Берлине федеральное собрание 13-го созыва выразило свое доверие бывшему банкиру и главе МВФ и избрало его на очередной пятилетний срок пребывания во дворце Бельвю. Сейчас можно лишь утверждать, что готового кандидата на пост президента у немцев нет.