Время новостей
     N°93, 01 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2010
Как медом намазано
Здание Манежа требует нового ремонта
Московские строители могут на примере здания центрального выставочного зала «Манеж» весьма наглядно подтвердить народную мудрость о том, что ремонт нельзя закончить, а можно только временно прекратить. О том, что Манеж, который даже после крупнейшего пожара и полной реконструкции в 2004--2005 годах сохранил статус памятника архитектуры, снова нуждается в ремонте, сообщило вчера РИА Новости со ссылкой на информированный источник в столичной мэрии. Причем на ремонтные работы в выставочном зале близ стен Кремля, где помимо прочего регулярно проводится патронируемая мэром Москвы ярмарка меда, вновь потребуется направить десятки миллионов рублей.

Примечательно, что только спустя пять лет после открытия восстановленного после пожара Манежа чиновники обнаружили существенные недостатки в работе вентиляционной системы. Якобы именно из-за этого на деревянных фермах, «скопированных» с проекта архитектора Августина де Бетанкура, образовались трещины. Как пояснили в мэрии, небольшие трещины в деревянных стропилах перекрытия появились, поскольку при реконструкции памятника никто не подумал об условиях эксплуатации конструкций из клееной древесины. «Когда Манеж восстанавливали после пожара, все были озабочены установкой систем вентиляции и кондиционирования воздуха, которые должны были избавить памятник от постоянной сырости. При этом никто не подумал, что излишне сухой воздух может пагубно сказаться на состоянии деревянных конструкций», -- приводит слова чиновника РИА Новости. Напомним, что конструкция стропил, придуманная Бетанкуром в начале XIX века, перекрывала здание Манежа без внутренних опор -- фермы опирались только на наружные стены. Именно эта конструкция, долгое время остававшаяся единственной в своем роде, была архитектурной визитной карточкой Манежа, и после пожара весной 2004 года столичные власти пытались воспроизвести это архитектурное решение, но уже с применением современных технологий.

Правда, уже тогда реставрационные приемы вызывали протесты. Как тогда сетовал архитектор-реставратор Дмитрий Кульчинский, остатки уникальных чугунных узлов и креплений, на которых до пожара держались фермы, просто вывозились на свалку. Между тем, по его мнению, и они представляли архитектурную ценность, поскольку позволяли восстановить в первозданном виде хотя бы одну работающую ферму Бетанкура. «Каждая ферма московского Манежа, построенного Бетанкуром, была похожа на скрипку, которую надо было настраивать», -- пояснил г-н Кульчинский. Архитектор отметил особенности конструкции, в которой деревянные пролеты-перекрытия крепились в чугунных гнездах. Летом, когда металл расширялся, эти гнезда надо было стягивать с помощью болтов, а зимой, наоборот, распускать.

Сейчас же столичным чиновникам предстоит предотвратить дальнейшее разрушение дерева новых перекрытий. В мэрии отмечают, что пока трещины «незначительные» и не угрожают безопасности здания. Однако «чтобы избежать дальнейшего усугубления ситуации, требуется установить в Манеже специальную систему увлажнения воздуха». Кроме того, столичные чиновники вспомнили, что, пытаясь восстановить памятник как можно быстрее, реставраторы выбрали для напольного покрытия «не очень качественный материал». Ведь пожар, разрушивший памятник, случился в день выборов президента -- 14 марта 2004 года. А открылся выставочный зал уже в апреле 2005-го. Теперь потрескавшийся за время эксплуатации плиточный пол планируется заменить на покрытие из керамогранита.

Судя по всему, ремонтные работы в Манеже могут начаться уже в самое ближайшее время. По крайней мере в мэрии утверждают, что средства на реконструкцию этого выставочного зала предусмотрены в адресной инвестиционной программе департамента дорожно-мостового и инженерного строительства уже в этом году. Весь проект рассчитан на два года. Предполагается, что мероприятия по замене полов и обеспечению нормативных показателей влажности эксплуатационной среды большепролетных конструкций Манежа обойдутся примерно в 120 млн рублей.

Напомним, что полная реконструкция сгоревшего здания обошлась городу, по разным данным, более чем в 25 млн долл. Общая площадь здания была увеличена за счет подземных этажей примерно до 12 тыс. кв. м. Холл Манежа выполнен в современном стиле хай-тек. Для связи подземного и надземного выставочного уровня наряду с лестницами установлено четыре эскалатора и два пассажирских лифта.

В мэрии Москвы необходимость новых расходов на Манеж объясняют тем, что в ремонтной спешке «трудно было предусмотреть все нюансы эксплуатации». С этими соглашаются и представители законодательной ветви столичной власти -- после пожара «нужно было очень быстро привести здание в порядок и частично его законсервировать», отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель комиссии Мосгордумы по перспективному градостроительству и развитию Михаил Москвин-Тарханов. По его словам, пять лет назад больше внимания уделили подземным работам, а отделку и благоустройство «сделали попроще». Теперь же, судя по всему, градостроители решили наверстать упущенное. Даже в условиях нынешней финансовой нестабильности, считает депутат, «120 млн в масштабах города не деньги». Кроме того, по мнению г-на Москвина-Тарханова, за время, прошедшее после открытия обновленного центрального выставочного зала, в Манеже побывало так много народу, что напольное покрытие просто затоптали.

Однако архитектор-реставратор Дмитрий Кульчинский в беседе с корреспондентом «Времени новостей» удивился тому, что всего через пять лет после начала эксплуатации нового здания речь зашла о «таких конструктивных вещах», как разрушение опорных конструкций. «Уж этого-то можно было избежать. Ладно фасады делали наспех, зимой», -- отметил г-н Кульчинский, напомнивший что прежние фермы простояли по меньшей мере 100 лет. Г-н Кульчинский, реставрировавший Манеж в 1957 году, когда здание, служившее после революции гаражом для правительственных машин, вновь превратилось в выставочный зал, отмечает, что для него это «больной объект». Поскольку Манеж, по мнению архитектора, был не только разрушен пожаром, но и «изуродован» во время реконструкции как внутри, так и снаружи.

Юлия ХОМЧЕНКО