|
|
N°93, 01 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бизнес по-венгерски
Будапешт намерен выкупить акции MOL у «Сургутнефтегаза»
Еще месяц назад казалось, что конфликт руководства венгерской нефтегазовой корпорации MOL с российским акционером компанией «Сургутнефтегаз» может завершиться мирно. По результатам расследования у венгерского финансового регулятора PSZAF не возникло вопросов о чистоте сделки, в ходе которой в апреле прошлого года было приобретено 21,2% акций. Российские нефтяники могли наконец добиться права участвовать в жизни MOL, за акции которой заплатили 1,86 млрд долл. Однако венгерское руководство решило начать переговоры о выкупе доли «Сургута». Как сообщают венгерские СМИ, Будапешт пока готов выложить за нее только 1,77 млрд долларов.
Попытки вернуть MOL в госсобственность предпринимались с той же частотой и настойчивостью, с которой «Сургутнефтегаз» пытался реализовать свои права акционера. Менеджмент MOL счел намерения российской компании недружественными, отказался зарегистрировать ее в реестре акционеров и даже внес специальные поправки в устав, обязывающие держателей бумаг раскрывать информацию о конечных бенефициарах. Последнее, как отмечают эксперты, для компании Владимира Богданова является задачей трудновыполнимой.
Борьба с инвесторами быстро приобрела политический характер. Так, президент Венгрии Ласло Шойом указывал на то, что сделка угрожает энергетической безопасности страны. Российская сторона надеялась на парламентские выборы в Венгрии. В апреле победы на них добилась правоцентристская партия Fidesz во главе с Виктором Орбаном. В минувшую субботу последний занял премьерское кресло, а уже в воскресенье, по информации газеты Nepszabadsag, начались очередные переговоры с российскими акционерами MOL.
Однако, как сообщает та же газета, вопреки ожиданиям г-на Богданова, который рассчитывал «оценить привлекательность Венгрии для зарубежных инвестиций», российской компании предложили продать ее пакет. По словам главного аналитика ИК «Калита Финанс» Андрея Гангана, даже в самом «Сургуте» понимают, что инвестиция была не очень удачной и сделанной не вовремя. На момент покупки акции MOL были далеко не на пике, и г-н Богданов переплатил за блокпакет в MOL почти вдвое. «Отношение руководства венгерской компании к российским акционерам изначально было крайне негативным. Кроме того, для Венгрии MOL, как для России «Газпром», национальное достояние», -- отметил эксперт. По его мнению, если можно было бы выйти из этой сделки безубыточно, то руководство «Сургутнефтегаза», безусловно, рассмотрело бы такой вариант, а если возникла бы возможность извлечь хоть небольшую прибыль, то решение было бы принято очень быстро.
Источники, близкие к «Сургутнефтегазу», ранее сообщали «Времени новостей», что продажа акций была бы нецелесообразна, по крайней мере при текущей конъюнктуре рынка. Аналитик также предположил, что стороны могли бы заключить компромиссное соглашение. «Венгры, например, могут предложить российской стороне продать не весть пакет, а часть его. Таким образом, «Сургутнефтегаз» становится безопасным миноритарным акционером, получив взамен, скажем, доступ к перерабатывающим активам MOL», -- добавил г-н Ганган. С ним не соглашается коллега из UniCredit Артем Кончин, по словам которого, компромисса здесь не получится: «В таких ситуациях стороны хотят либо все, либо ничего. К тому же «Сургут» вел себя по отношению к MOL как слон в посудной лавке. Трудно себе представить, что после такого начала удастся в ходе переговоров добиться удовлетворяющего обе стороны решения».
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ