|
|
N°135, 30 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шахты Госсовета
Подготовлен доклад Владимиру Путину о развитии угольной отрасли
Рабочая группа Госсовета по разработке госполитики развития угольной отрасли под председательством Амана Тулеева провела вчера последнее заседание.
Как обычно бывает на думском третьем чтении, члены группы внесли технические исправления в доклад президенту, и уже через несколько дней документ попадет на стол Владимира Путина. Деятельность группы, как написано в докладе, свелась к решению трех вопросов: как подготовить отрасль к увеличению потребности электростанций в угольном топливе, как заставить энергетиков увеличивать долю угля в производстве электричества и тепла и как обеспечить транспортировку увеличивающихся объемов угля.
Поводом для разработки государственной политики по развитию угольной отрасли стало отсутствие рационального регулирования рынка топливно-энергетических ресурсов и несбалансированная ценовая политика естественных монополий, что привело к замещению на электростанциях России угля газом и перепроизводству угольной продукции.
В результате за первое полугодие нынешнего года поставки угля электростанциям составили всего 70% от прошлогоднего уровня. С падением спроса на уголь его добыча за первые шесть месяцев 2002 года уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем на 16 млн тонн, или на 15%. Такого не было даже в самые худшие для отрасли 1994--1996 годы. По прогнозам, объем добычи угля в этом году снизится более чем на 20 млн тонн.
Главной причиной сложившейся ситуации разработчики госполитики в угольной отрасли называют диспропорцию в топливно-энергетическом балансе. В России сегодня доля газа в выработке электроэнергии превысила 68% и продолжает расти, а доля угля составляет всего 26,5% и снижается. В таких промышленных регионах, как Поволжский, Центральный, Южный и Северо-Западный, за счет сокращения использования угля и мазута доля газа в котельно-печном топливе достигла 77--83%. В Москве и Московской области этот показатель достиг 95%.
«Увеличение использования газа на топливные нужды не только усиливает диспропорцию в топливно-энергетическом балансе, подрывает надежность и энергетическую безопасность системы топливообеспечения экономики России, но и приводит к экономически неэффективному использованию этого невозобновляемого уникального природного ресурса», -- написано в докладе.
Не случайно, утверждают авторы доклада, доля выработки электроэнергии на угле в США -- стране с наиболее жесткой рыночной экономикой -- составляет 56%, в Германии -- стране с социально ориентированной рыночной экономикой -- 54%, в Китае -- стране с переходной экономикой -- 72%. Развитые страны Европы потребляют примерно 440 млрд куб. м природного газа, из них 250 млрд импортируют, в том числе около 100 млрд из России. Однако эти страны расходуют газ вовсе не на выработку электроэнергии (на это уходит лишь 20% газа), а в домашних хозяйствах и на нетопливные нужды. Основной же объем электроэнергии они вырабатывают, используя именно уголь.
В нашей стране предложения о переводе электростанций с газа на уголь звучат уже несколько лет. И одним из первых, кто заговорил об этом, был руководитель рабочей группы Госсовета кемеровский губернатор Аман Тулеев. Эту концепцию поддержал и экс-министр топлива и энергетики, ныне депутат Госдумы Сергей Генералов, который в 1999 году вместе с красноярским губернатором Александром Лебедем разработал программу перевода краевых теплоэлектростанций на уголь. По их расчетам, если высвободившийся объем газа будет экспортироваться, то расходы на перевод электростанций с газа на уголь окупятся в течение пяти лет, и более того, «Газпром» сможет заработать дополнительно 500 млн руб. Однако осуществлению этих планов противилось РАО «ЕЭС России», ведь ему, во-первых, выгоднее покупать газ, который дешевле угля, а во-вторых, невыгодно отвлекать средства на переоборудование электростанций. И хотя глава РАО Анатолий Чубайс признавал необходимость перевода электростанций на уголь, реальных шагов в этом направлении, как пишут авторы доклада президенту, за два последних года сделано не было.
Расчеты, проведенные рабочей группой, показывают, что максимальный объем замещения природного газа углем на тепловых электростанциях России оценивается в 47,1 млрд кубометров, при этом до 2005 года возможно заместить 35,9 млрд кубометров.
Финансирование программы перевода газовых электростанций на уголь, полагают авторы доклада, должно производиться за счет абонентной платы, которую региональные энергосистемы перечисляют РАО «ЕЭС России» на развитие отрасли.
В качестве обязательного экономического условия для увеличения угольной составляющей в энергетике, как написано в докладе, принимается поэтапный выход до 2010 года на мировой уровень соотношения цен на уголь и газ.
Этот механизм целесообразно строить на базе Федеральной энергетической комиссии и МАП, которые регулируют цены всех монопольных участников рынка топливно-энергетических ресурсов, а также железнодорожные тарифы.
При определении регулируемых цен целесообразно фиксировать объем потребления газа на ТЭС, а сверхлимитное его использование должно оплачиваться по свободным рыночным ценам.
Для сглаживания сезонных колебаний спроса на энергетический уголь рационально ввести сезонные тарифы на газ, употребляемый для получения электроэнергии и тепла, существенно увеличив их летом, когда угольная промышленность и парк железнодорожных вагонов недозагружены.
Помимо этого предлагается ужесточить экологические требования к сжиганию угля высокозольных марок, в этом случае электроэнергетикам будет невыгодно покупать казахстанский уголь (его зольность -- 55%, в 2001 году импортировано более 28 млн т на электростанции Урала, Ростовской и Омской областей), что будет стимулировать к переходу на более качественный российский уголь.
Одним из важных факторов повышения конкурентоспособности российского угля, как отмечают авторы доклада, остается коренное улучшение его качества. Наряду с техническими мерами (селективная выемка угля и породы, увеличение доли обогащения и рассортировки углей) необходимо внедрить государственные стандарты по видам потребления и обязательную сертификацию углей.
Одновременно нужно расширить научно-исследовательские работы по созданию новых технологий комплексной переработки низкокалорийных углей в высококачественные, экологически чистые, транспортабельные новые виды топлива.
Внедрение механизированных комплексов последнего поколения на шахтах и высокопроизводительной горной техники на разрезах может обеспечить пятикратный рост производительности труда и существенно снизить производственные затраты. Реализация мер по повышению качества угольной продукции и снижению ее себестоимости позволит стабилизировать темпы роста цен производства 1 т угля до уровня инфляции.
Госпрограмма развития угольной отрасли не обходит вниманием и экспорт российского угля, отличающегося высоким качеством. «По экспертной оценке, просматриваются хорошие перспективы увеличения спроса на российский уголь, прежде всего на рынках Англии, Германии, Испании и Польши, до 30 млн т в течение пяти лет в связи с закрытием в этих странах большого количества шахт, -- написано в докладе. -- Также есть перспективы увеличения спроса на российский уголь на восточных рынках, таких как Япония, Тайвань и Южная Корея».
Препятствием угольщикам в этом плане может стать лишь транспортная проблема. Однако, как неоднократно заявлял руководитель рабочей группы Аман Тулеев, если железнодорожники установят льготные тарифы на перевозку угля, то угольные компании значительно расширят рынки сбыта и принесут железнодорожникам немалые деньги. По расчетам, увеличение объемов поставок угля на 1% приносит железным дорогам дополнительный доход в 300 млн руб. при неизменных тарифах на его перевозку.
Существует и проблема в морских портах. «Незначительная длина причалов и их глубина, невозможность обработки крупнотоннажных судов в портах Балтийского и Черного морей вместе с устаревшей технологией работы по выгрузке вагонов и погрузки судов и низкой производительностью оборудования позволяют обеспечить переработку на экспорт во всех портах России не более 25--26 млн т угля в год», -- говорится в докладе президенту. В связи с этим рабочая группа считает необходимым «на базе предложений Минтранса разработать и реализовать проекты по расширению и коренной модернизации морских портов в целях дальнейшего наращивания объема экспорта угля через российские порты, сохранения его сегмента на мировом рынке, увеличения валютной выручки».
Алексей ЧЕРНОВ