Время новостей
     N°93, 01 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2010
Красный крест против синего ведерка
На Триумфальной площади традиционно прошли «параллельные» акции
Радикальные оппозиционеры все же решили провести свой традиционный митинг на Триумфальной площади вопреки ставшему столь же традиционным запрету столичных властей. Напомним, что организаторами очередной акции в защиту 31-й статьи Конституции (гарантирующей гражданам «право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование») выступили сопредседатель коалиции «Другая Россия», лидер запрещенной Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и представитель прокоммунистического «Левого фронта» Константин Косякин. Инициативу «несогласных» поддержали движение «За права человека», возглавляемое правозащитником Львом Пономаревым, а также общество «Мемориал». Помимо постоянных участников «кампании-31» в несанкционированном митинге решили поучаствовать и люди, представляющие новоявленное автомобильное движение «Синее ведерко».

Не стало неожиданностью и то, что Триумфальная площадь вчера оказалась забронирована другой организацией, получившей в отличие от нацболов, правозащитников и носителей ведерок санкцию на свое мероприятие. На том же месте с десяти утра и до вечера молодежное движение «Россия молодая» устраивало собственный митинг. Как ранее сообщил «Времени новостей» лидер «Румола», депутат Госдумы Максим Мищенко, молодежные активисты в последний день каждого месяца проводят акцию «Спасая жизни» -- в поддержку донорства. Наряду с румоловцами на площади собрались активисты других лояльных молодежных движений -- своих представителей прислали «Молодая гвардия Единой России», «Местные», «Новые люди» и Российский союз сельской молодежи.

Как заявила накануне акции пресс-служба правительства Москвы, глава МХГ Людмила Алексеева попросила столичные власти о встрече, сообщив по телефону, что она готова обсуждать другие варианты места проведения митинга. Правительство города просьбу удовлетворило, предложив традиционные альтернативные варианты: Болотную площадь, набережную Тараса Шевченко или площадку перед входом на станцию метро «Улица 1905 года». «Но в последний момент Алексеева встречаться с представителями правительства Москвы отказалась, о чем публично вместо нее сообщил Эдуард Лимонов», -- сообщила пресс-служба мэрии. Сам же г-н Лимонов в своем блоге утверждает, что «московские власти наше предложение встретиться с мэром Лужковым проигнорировали». По словам писателя, 25 мая организаторы митинга передали письмо руководителю администрации президента Сергею Нарышкину -- также с предложением встретиться. Как бы то ни было, разрешение на проведение своей акции «несогласные» не получили.

Правоохранительные органы загодя подготовились к возможным эксцессам во время выступления оппозиционеров. Уже после полудня на Триумфальной площади были усилены милицейские кордоны, туда же прибыли грузовики и автобусы с омоновцами и солдатами внутренних войск. На площади с утра дежурили сотрудники ГИБДД, парковка была запрещена. Впрочем, число правоохранителей нельзя было назвать экстраординарным -- количество милицейских автобусов не превышало десятка.

К 18.00 -- времени, на которое оппозиционеры назначили проведение своего митинга, -- был перекрыт выход из метро «Маяковская» на площадь со стороны Концертного зала им. Чайковского, что создало неудобство и для граждан, не относящих себя ни к одному из политических лагерей. Практически вся Триумфальная площадь была огорожена -- здесь продолжался митинг в поддержку донорства. Со стороны сцены, установленной напротив памятника Маяковскому и украшенной символикой «Молодой гвардии», неслись бодрые лозунги и речовки, многократно усиленные динамиками. «Нам нужен другой патриотизм! Доноры -- вот настоящие патриоты!» -- взывал с трибуны один из ораторов. Перед сценой собралось около двух сотен человек с флагами молодежных движений.

Примерно такое же количество граждан, желавших поучаствовать в оппозиционном митинге (или сфотографировать происходящее на память), оказалось зажатым на ступенях концертного зала между милицейскими и омоновскими кордонами и закрытым входом в метро. Из толпы то и дело слышались более или менее стройные выкрики: «Россия без Путина!» и «Долой полицейское государство!» Активисты «Другой России» периодически пытались разбросать листовки. Милиционеры, предупредив о том, что акция не санкционирована, выстроились в цепочки и начали оттеснять протестующих, разбивая толпу по секторам. Группе участников митинга удалось прорваться на проезжую часть в районе перекрестка Тверской и Садового кольца, что привело к новым столкновениям с милицией. В частности, так был задержан координатор движения «Обороны» Олег Козловский, который выбежал на проезжую часть с зажженным файером. Кроме того, в омоновский автобус препроводили организатора митинга Константина Косякина, одного из лидеров движения «Солидарность» Илью Яшина и главного редактора журнала The New Times Евгению Альбац (последнюю, впрочем, вскоре отпустили). Всего же, по предварительным данным столичного ГУВД, «за различные нарушения Кодекса об административных правонарушениях задержано порядка 100 человек».

На сей раз в отделении милиции не удалось побывать Эдуарду Лимонову. Вождь нацболов дал импровизированную пресс-конференцию совместно с Людмилой Алексеевой. Руководитель Хельсинкской группы в сопровождении главы общественной наблюдательной комиссии Валерия Борщева проследовала в направлении площадки у Театра сатиры, где и прокомментировала происходящее корреспонденту «Времени новостей». «Говорить о том, что акция санкционирована или не санкционирована, неправомерно -- у нас уведомительный, а не разрешительный порядок организации митингов, -- сказала г-жа Алексеева. -- Да, нам не удалось согласовать, но мы же не устраивали митинг -- мы просто вышли на площадь. А выйти на площадь с приколотым на куртку значком неэкстремистского содержания (в цифре «31» никакого экстремизма нет) имеет право любой гражданин в любое время и в любом месте».

Помеху для водителей, пытавшихся проехать по Тверской, создали не только периодически выбегавшие на проезжую часть «несогласные». Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, наблюдавший за происходящим, раздавал комментарии журналистам на «зебре». «По сути, г-н Лукин общался с прессой на проезжей части, из-за чего выезд на Тверскую с Садового кольца в районе зала им. Чайковского был практически блокирован на протяжении почти часа», -- отметили в пресс-службе ГУВД. Сам же г-н Лукин пообещал разобраться, «почему один митинг санкционирован, а другой -- нет». «У нас нет такого института, как санкция, у нас есть только уведомление. Но второй митинг запрещен, хотя он не может быть запрещен», -- констатировал омбудсмен. В конце концов, резонно заметил Владимир Лукин, одно мероприятие можно провести раньше, а второе -- позже. «Я найду способ разобраться», -- пообещал уполномоченный по правам человека.

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Митинги