|
|
N°93, 01 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политические «ящики»
Польша и Россия договорились о передаче информации с разбившегося самолета
Вчера в Москве польской делегации во главе с министром внутренних дел и администрации Ежи Миллером были переданы копии записей «черных ящиков» разбившегося под Смоленском 10 апреля польского самолета. На его борту находились 96 высокопоставленных лиц, включая главу государства Леха Качиньского и его супругу Марию. Все они погибли. Расследование причин авиакатастрофы, а их версиям несть числа, остается в центре внимания польской общественности, которую к обнародованию записей бортовых самописцев подготовили заранее.
Определили даже порядок, в каком в самые ближайшие дни должны быть раскрыты секреты разговоров в кабине пилотов разбившегося Ту-154. Сначала с ними должен ознакомиться Ежи Миллер, потом премьер-министр Дональд Туск, затем -- совет по национальной безопасности, который назначит дату их открытой публикации. До этого со стенограммой переговоров в кабине пилотов был ознакомлен лишь Эдмунд Клих -- уполномоченный представитель Польши при Межгосударственном авиационном комитете (МАК). Именно он первым озвучил причину трагедии под Смоленском, указав на ошибку пилотов.
Кроме того, из «черных ящиков» было уже известно, что в последнюю минуту перед катастрофой в кабине пилотов находился главком польских ВВС генерал Анджей Бласик. Он, как следовало из расшифрованной записи, не настаивал на приземлении, но и не запретил садиться в условиях ограниченной видимости. Г-н Клих стал в эти дни в Польше главным героем новостей -- настолько активным, что получил нагоняй от премьера Туска за чрезмерное времяпрепровождение в телевизионных студиях и «избыток высказываний».
За обнародование стенограмм записей разговоров в пилотской кабине разбившегося самолета (за исключением фрагментов личного содержания) высказалось большинство польских политиков, в том числе премьер Туск. В Польше на финишную прямую выходит скоротечная президентская кампания -- выборы главы государства состоятся 20 июня. К сожалению, некоторые политики не могут воздержаться от спекуляций на смоленской трагедии. На улицах появляются плакаты с изображением погибшего президента Леха Качиньского. Поддерживающая кампанию его брата-близнеца Ярослава Качиньского «Газета Польска» не устает культивировать «теорию заговора» с участием россиян. Заголовок на первой полосе свежего номера гласит: «Это было покушение».
Сам Ярослав Качиньский, почти месяц не появлявшийся на публике, на встречах с избирателями не только вспоминает о трагедии, но и призывает к «правде в раскрытии причин страшной катастрофы», подвергая сомнению открытость расследования. По этой причине и зазвучали требования сделать открытыми для всех записи разговоров в кабине пилотов в последние 30 минут трагического полета. И сделать это как можно быстрее, чтобы не создавать возможность для политической манипуляции стенограммами в предвыборной борьбе, опубликовав их за день-два до выборов.
По итогам вчерашней встречи вице-премьера России Сергея Иванова и польского министра Ежи Миллера был подписан совместный меморандум, в котором изложены все условия передачи копий записей бортовых самописцев и других деталей расследования. Г-н Иванов подчеркнул, что «передача копий всех данных не означает окончания следствия», уточнив, что до окончания расследования международная практика запрещает обнародовать переговоры пилотов. «Расследование идет максимально быстро, эффективно и транспарентно, -- сказала глава МАК Татьяна Анодина. -- Окончательный отчет после его утверждения будет опубликован для общественности».
Ежи Миллер поблагодарил российскую сторону за «нестандартный подход к делу», который стал «уникальным» в международной практике. По его словам, «российские специалисты подходили к расследованию с высоким профессионализмом». Гость попросил российскую сторону рассмотреть возможность передачи Польше оригиналов документов по окончании расследования. Он пояснил: «В Польше данная трагедия воспринимается тяжело и сложно. Для нас важно, чтобы все подробности были выяснены поскорее и как можно точнее». Сергей Иванов не исключил, что в будущем, «когда комиссия завершит расследование и если будет соответствующее судебное решение, российская сторона может передать Польше оригиналы документов».
Тем временем в самой Польше тут же появились критические высказывания в адрес России за то, что она не стала немедленно публиковать записи «черных ящиков». В связи с этим Ежи Миллер, подписавший меморандум вместе с министром транспорта Игорем Левитиным и Татьяной Анодиной, посчитал, что согласие России на обнародование материалов и не нужно. По его словам, такие ограничения вытекают из Чикагской конвенции, на основе которой работает российский МАК. «Нельзя раскрывать того, что создает негативный образ человека, но не влияет на события на борту», -- пояснил польский министр. Он сказал, что Россию предупредят о планах польской стороны, связанных с преданием гласности записей «черных ящиков».
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава