|
|
N°93, 01 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опасные гастроли
Новая выставка в Московском музее современного искусства
Александра Экстер (1882--1949) любила и умела быть в центре внимания. Остро чувствовавшая новое художница, светская эмансипированная женщина, сильная личность, она оказывала огромное влияние на коллег и развитие авангардистского движения в России. Экстер много путешествовала, приятельствовала с великими французами и итальянцами, знакомила коллег с западными новинками, участвовала практически во всех главных выступлениях отечественных художественных революционеров -- от переливающего всеми красками «Бубнового валета» до конструктивистской «5х5=25». Ее театральные работы -- оформление спектаклей Камерного театра "Фамира Кифаред" Анненского (1916), "Саломея" О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетта» (1919) -- сделали эпоху в сценографии.
Последняя персональная выставка художницы в Москве, состоявшаяся двадцать лет назад в Театральном музее имени Бахрушина, забылась за камерностью и давностью лет. Новая, организованная при содействии Novatek и компании Enel, должна была стать событием более чем значительным -- увы, масштабы ее оказались невелики, заграничные произведения не привезли, не доехали даже картины из Киева. Собрали в основном то, что лежало недалеко. Кураторы разделили по двум анфиладам театральные и станковые работы -- получилось не слишком вразумительно, к тому же самые интересные и звонкие футуристические картины оказались в крошечном зале, зажатыми между гораздо менее значимыми и эффектными ранними и поздними произведениями. В полную силу работают лишь отлично подобранные эскизы костюмов к спектаклям, помещенные в просторных залах. Среди патентованных музейных произведений новички из частных собраний смотрятся бледненько -- даже то, что оказалось на пригласительном билете. Главная новелла выставки -- почти неизвестное в России позднее, французского периода, творчество покинувшей родину в 1924 году художницы. Еще больше неизвестных работ вводит в оборот монография, но качество их оценить практически невозможно -- печать книги оставляет желать лучшего.
Скандал, естественный спутник выставок авангардистов сто лет назад, возник в ММСИ совсем не привидением. Незадолго до вернисажа музеи -- участники выставки получили письмо от профессора Андрея Накова, основателя и председателя парижского общества «Александра Экстер», который уведомил своих корреспондентов о том, что они и сами неплохо знали: «Ситуация с творчеством Экстер в настоящее время находится в состоянии полнейшего потрясения. Это происходит из-за большого числа подделок, появившихся в течение последних лет как на российском, так и на западном художественном рынке». Перечисляя недавние скандалы, в первую очередь инициированный им самим арест год назад большой выставки Экстер в Туре (картины уже освобождены), отклоненные ярмарками, изъятые из экспозиций музеев произведения, аннулированные выставки, Наков излагает сомнения в подлинности одной из титульных картин выставки -- принадлежащего ММСИ «Пейзажа с домами». Накову «кажется преждевременным затевать в настоящее время выставку Экстер, тем более что это мероприятие осуществляется безо всякого соблюдения морального права художницы и без обращения с запросом проверки в архиве художницы».
На эти претензии исполнительный директор музея Василий Церетели ответил вежливо, но твердо: какие выставки делать, решаем сами, права готовы рассматривать по мере предъявления документов на них, а «ведущие эксперты творчества художницы... имеющие публикации на данную тему, в число которых входит и господин Георгий Коваленко, признают подлинность работ, которые планируется экспонировать на выставке и опубликовать в сопровождающей ее монографии-каталоге». Сам же автор изданного к открытию выставки первого тома монографии Георгий Коваленко утверждает, что все сведения о самом существовании архива художницы исходят исключительно от Накова, никаких документальных подтверждений, в том числе основанных на нем публикаций, не существует, как не существует и юридически подтвержденного, принадлежащего кому-либо из экспертов «морального права» на ее работы.
Организацию выставки Экстер в этой непростой обстановке можно расценивать по-разному. В том числе считать смелым поступком ММСИ -- владельца нескольких ее поздних работ. Музей подстраховался как мог -- в монографии отмечено: "Воспроизведенные в настоящем издании художественные произведения считаются работами А. Экстер на основании экспертного суждения автора". Публичные выяснения отношений специалистов, безусловно, вредят репутации художницы. Возможно, впрочем, все же меньше, чем непубличные сплетни, слухи, пожимания плечами. Сомневающихся можно понять: появление огромного числа ее неизвестных доселе работ шокирует, изменяя все прежние представления об их авторе, -- так же, как это было, когда из запасников советских музеев стали доставать работы авангардистов. Альтернатива проста -- выставок не делать, книг не писать. Или выставлять только давно известные, привычные вещи, отвергая саму возможность существования, выживания произведений художников выдавленных из актуального контекста, иногда и за пределы страны, где-нибудь кроме музеев и давно уже открывшихся специалистам частных коллекций. ММСИ пошел другим путем. Хочется надеяться, не зря: выставленные в залах музея, опубликованные в монографии работы станут поводом для сугубо научного анализа, дискуссий, обсуждения. И ни эксперты, ни нынешние владельцы работ, заплатившие за них огромные деньги, не будут грозить судебным преследованием тем, кто высказывает разумные сомнения.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ