Время новостей
     N°93, 01 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2010
Ты меня уважаешь?
Социологи отметили корреляцию между самооценкой и продолжительностью жизни россиян
Последний экономический кризис еще даст о себе знать года через два-три, вызвав неожиданный скачок смертности среди трудоспособных россиян, переживших это потрясение. И дело тут не в уменьшении заработков и «схлопывании» материального потребления в целом, считают авторы «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» (РМЭЗ), представившие вчера в Высшей школе экономики результаты своих наблюдений за последние 18 лет. Намного важнее, по мнению российских и американских ученых из университета Северной Каролины в Чепел-Хилле (также принимающих участие в проекте), нематериальные факторы: уровень самоуважения, ощущение признанности и востребованности в обществе, четкое понимание перспектив на ближайшие несколько лет. Корреляция этих факторов с продолжительностью жизни, в отличие от уровня доходов и доступности специализированной медицинской помощи, на данный момент считается научно доказанной.

«Когда проект РМЭЗ только начинался, это было исследование экономических показателей, предполагалось, что доказать их влияние на продолжительность жизни не составит особого труда. Но спустя почти 20 лет мы отмечаем, что продолжительность жизни и уровень материального обеспечения после определенной отметки (когда никто уже не голодает и опасные инфекции, которые в прежние времена убивали миллионы людей, побеждены) практически не коррелируются», -- отмечает руководитель центра социальной политики Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. По его словам, связь между достатком и продолжительностью жизни существует только опосредовано и лежит в области массовой психологии.

Авторы исследования отмечают, что за последние десять лет никаких серьезных экономических потрясений, сопоставимых с событиями начала 90-х прошлого века, в России не наблюдалось. Тем не менее сегодня психологически россияне чувствуют себя очень неуютно. Бедность сейчас самая маленькая за все постсоветское время -- к беднякам можно отнести только 3% граждан страны. Правда, в связи с кризисом фиксируется некоторое снижение доходов: с ноября 2008 по ноябрь 2009 года средний реальный доход домохозяйств, задействованных в исследовании, уменьшился на 6%. Но это первый откат назад за период после кризиса 1998 года, отмечают авторы исследования. Причем самые бедные россияне с тех пор даже смогли увеличить свои доходы на 16%, в то время как самые богатые потеряли до 20%, что гипотетически должно было несколько сократить расслоение в обществе. Это подтверждают данные по разнице доходов и расходов самых обеспеченных и самых бедных из опрошенных домохозяйств. В 2008 году разрыв в уровне доходов был 6,7 раза, а в 2009-м сократился до 4,6 раза. Тратили самые богатые в 2008 году в 9,1 раза больше бедных, в прошлом году -- в 8,9 раза.

В связи с кризисом всем россиянам пришлось сократить свои расходы в среднем на 12% за период с ноября 2008 по ноябрь 2009 года. Тем не менее даже эти «сниженные» расходы на 22% выше уровня 1993 года, признанного самой низкой отметкой за период наблюдения. Изменился и характер потребления: в 1993-м россияне в среднем тратили на питание 73% своих доходов, а сейчас только 44%. При этом доступность всевозможных специализированных видов медицинской помощи и медикаментов благодаря национальному проекту «Здоровье» и госпрограмме только увеличилось.

Но ученые уверены, что эти самые легко обсчитываемые экономические показатели имеют весьма незначительное влияние на продолжительность жизни и заболеваемость наших сограждан. Строго говоря, их влияние на то, сколько живут люди в России, вообще не доказано. Чего нельзя сказать о таких, казалось бы, непервостепенных для физического выживания факторах, как уровень безработицы, доступность предметов длительного пользования (машины, недвижимость) и туристические поездки. Не только отсутствие возможности приобретать материальные ценности из этих категорий, но и отсутствие перспектив по их приобретению в обозримом будущем вызывают у граждан сильнейший стресс, отмечает один из авторов исследования, ведущий экономист Центра экономических и финансовых разработок Ирина Денисова.

«Существует множество работ, в том числе и наше исследование, где на уровне гипотезы устанавливается связь понижения социального статуса с показателями смертности», -- рассказала г-жа Денисова. По ее словам, одним из важных достижений РМЭЗ можно считать тот факт, что он наглядно показывает такую связь. «Мы ввели шкалу из девяти ступеней для ответа респондентов на вопрос: «Уважают ли вас в обществе?» и целый список вопросов по потреблению алкоголя и курению. Первый вопрос показывает уровень самооценки и, соответственно, уровень стресса опрашиваемого, вторые два принципиальны с точки зрения самых распространенных причин смерти в нашей стране», -- поясняет исследователь. Их зависимость с продолжительностью жизни оказалась доказуемой и жесткой: разница продолжительности жизни курящих и некурящих в среднем составляет восемь лет, пьющих и непьющих -- восемь-десять лет, чувствующих себя оцененными по достоинству и обиженных на недостаточное уважение со стороны общества -- четыре года.

«Нам удалось показать, что на продолжительность жизни в первую очередь влияет психологическое состояние человека, -- рассказал «Времени новостей» Евгений Гонтмахер. -- Оно, впрочем, не существует в отрыве от материальной стороны жизни. Но математически доказать, какая именно это связь, очень сложно». По его словам, последствия нынешнего кризиса для здоровья россиян, которые можно будет увидеть по статистическим данным, наступят через два-три года. «Депрессия от осознания потери перспектив и уверенности в том, что в обозримом будущем сможешь обеспечить себе утраченный уровень потребления, нарастает постепенно, как снежный ком. И этот процесс был запущен», -- поясняет г-н Гонтмахер.

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Здравоохранение и социальное развитие