|
|
N°92, 31 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дмитрий Бак: Судьба мира в руках гуманитариев
Недавно завершился второй конкурс Министерства образования и науки на получение статуса национального исследовательского университета среди российских вузов. В числе победителей практически не оказалось гуманитариев. Свое мнение о состоянии гуманитарной науки в России и о гуманитарных науках в целом высказывает проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета Дмитрий Петрович БАК.
-- Дмитрий Петрович, что такое гуманитарное знание? В чем его отличие от негуманитарного?
-- Немецкие философы в начале прошлого столетия неспроста ввели разграничение между науками о природе и науками о духе. У них разный объект исследования, разный инструментарий, а главное -- почти диаметрально противоположная динамика развития. Науки о природе развиваются линейно и все более стремительно, причем каждое новое открытие способно отменить предыдущее, сделать его недействительным. Скажем, представления о «теплороде» были попросту упразднены с появлением в XIX веке молекулярно-кинетической теории. Гуманитарные науки живут иначе, они нацелены не на линейное опережающее развитие, но на поддержание статики человеческого бытия, обнаружение в нем констант, скрепляющих культуры самых разных имен и народов.
В гуманитарном знании ничто не пропадает, ничем не может отмениться, все несет в себе интерес -- хотя бы исторический. Соотношение наук о духе и наук о природе в последние столетия -- сюжет драматический. То -- в позитивистскую эпоху -- лавинообразное развитие точных и естественных наук почти отменяет науки гуманитарные. Отголоски этого движения слышатся и в наши дни -- вспомним знаменитый лозунг 1960-х годов «Литературоведение должно стать наукой» и победные битвы «физиков» с «лириками». То -- в более позднее время -- центр тяжести во взаимодействии естественных и гуманитарных наук существенно смещается. Оказывается, что гуманитарное измерение есть в любой технической или естественной дисциплине. Причем гуманитарные проблемы появляются именно там, где уровень развития наук необычайно высок. Изготовление оружия массового уничтожения оказалось связано с проблемами этики. Так же непреложно подобные проблемы возникают в Интернете, при попытке клонирования живых организмов.
-- Как вы оцениваете ситуацию с гуманитарной наукой в России?
-- Именно соблюдавшаяся согласно классическим заветам науковедов-классиков автономия гуманитарного знания позволила ему вернуть прежние позиции, оказаться в фокусе внимания ученых и обычных людей. В российской реальности последних лет под гуманитарными науками нередко понимают нечто вполне фантасмагорическое. Здесь полная путаница понятий. Под одну рубрику подпадают, например, и классическая филология, и неослабевающее желание чиновников высокого ранга непременно обрести ученую степень. «Соль земли» и «дорога в никуда» -- таков разброс мнений о современных гуманитарных отраслях знания.
Недавно завершился инициированный Министерством образования и науки конкурсный отбор вузов, претендующих на статус национального исследовательского университета. Этот конкурс проводится уже второй раз, и среди победителей оказались многие очень достойные российские университеты, академии и вузы. Однако и в прошлый, и в этот раз среди победителей практически нет вузов, которые представляют собой гуманитарный сектор образования. И это неспроста. Такой результат во многом соответствует тем приоритетам, которые заявлены при организации этого конкурса, поскольку национальный исследовательский университет по замыслу своего рода базовый вуз отрасли. На его базе должны совершенствоваться технологии и специалисты, которые в дальнейшем вернутся в соответствующую отрасль. Речь идет прежде всего о тех учебных заведениях, которые представляют реальный сектор экономики. Это, конечно, глубоко обоснованно и связано с насущными потребностями сегодняшнего дня, посткризисной эпохи. Понятно, что должен быть выделен, например, один медицинский университет, один авиастроительный университет, один сельскохозяйственный, один металлургический и так далее.
-- Что делать в этой ситуации гуманитарным вузам?
-- Официально нигде не заявлено, что они не имеют права на участие в конкурсном отборе. РГГУ также принимал участие в конкурсе и прошел предварительный отбор, был допущен к самой процедуре, но лавров, как и в первый раз, не снискал. Все это является следствием очень существенных обстоятельств, связанных с политикой в области науки, потому что не первый год существуют основные направления развития науки и технологии в России, которые пользуются государственной поддержкой. Этих направлений несколько, и среди них только одно может быть хотя бы косвенно связано с гуманитарными науками -- это национальная безопасность. Остальные направления -- рациональное природопользование, экология, военные технологии, нанотехнологии -- относятся к естественным наукам.
Между тем и в России, и во многих других странах (заметим, что ранжирование университетов происходит и в Германии, и в Швеции, и во Франции) выделяются точки роста для развития науки в вузах, им оказывается особая поддержка. И в России, и в других странах финансирование гуманитарных отраслей науки производится во многом по остаточному принципу. Такой принцип не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Ученые РГГУ да и вообще многие гуманитарии воспринимают гуманитарное образование как самый действенный инструмент для обеспечения устойчивого развития общества. Поскольку недаром же сказано: или XXI век будет гуманитарным, или его не будет вовсе. Как только мы начинаем игнорировать так называемый человеческий фактор, а гуманитарные науки его представляют и о нем судят, тут же мы получаем странную картину, когда даже самые высокие достижения наук приводят к катастрофам. Начинают работать не на человека, а против человека. Одним словом, гуманитарное измерение естественных и точных наук -- то, что в настоящее время должно быть осознано на государственном уровне как необходимость.
-- Как обстоят дела с наукой в РГГУ?
-- Мы ждем, что соответствующие направления будут введены в перечень приоритетных направлений развития науки в России. Что же касается самого развития российского государственного гуманитарного измерения в университетах, то наш вуз с самого начала создавался как исследовательский университет. Это первый в России гуманитарный университет, в настоящее время он готовит специалистов практически по всем отраслям гуманитарного знания, от философии до экономики, искусственного интеллекта, компьютерных наук, религиоведения. В стенах университета работают многие школы ученых, которые известны во всем мире. Мы понимаем, что современный университет не может не быть исследовательским по определению. Потому что если университет становится местом, где просто транслируются готовые образовательные технологии, он уподобляется учебному заведению совсем другого уровня, уровня среднего специального образования.
-- Как в РГГУ сочетаются наука и образование?
-- Мы ведем очень большую работу для того, чтобы, занимаясь наукой, наши студенты начинали свой самостоятельный творческий путь. Именно наука является не только гарантом качественного преподавания, но и таким "встроенным чипом", который гарантирует нам: перед нами не просто исполнитель каких-то заранее заданных задач, но человек инициативный, способный ответить на вызовы времени и самостоятельно принимать решения. Наука в гуманитарном вузе все это гарантирует. Надо сказать, что мы очень тесно воспринимаем связь науки с преподаванием в средних учебных заведениях. РГГУ этому тоже уделяет значительное внимание. Мы внимательно отнеслись к инициативе президента Российской Федерации «Наша новая школа». И у нас сейчас действует программа, которая названа «Гуманитарный университет -- средней школе». Таким образом, мы видим, что из этой цепи -- "гуманитарная наука -- естественные науки -- преподавание наук в вузах -- преподавание наук в школах -- воспитание поколения, инновационно настроенного и способного ответить на вызовы времени" -- нельзя вынуть ни одного звена. И конечно, мы думаем, что в будущем было бы целесообразно -- с опорой на итоги реализации национального приоритетного проекта «Образование», на позитивные итоги первых двух туров конкурсного отбора вузов -- объявить отдельный конкурс вузов, которые бы соперничали за право называться национальным исследовательским гуманитарным университетом. Такой вуз, по-моему, должен быть даже не один, потому что поле гуманитарных наук и социальных наук необычайно широко. И если бы мы получили возможность (мы -- это не только РГГУ, а вообще мы все в России) воспринимать какой-либо вуз или вузы в качестве той точки, где куются технологии для подготовки квалифицированных кадров и ученых в области гуманитарных наук, то, я думаю, мы сильно приблизились бы к созданию инновационной экономики. А также и к моменту, когда мы наконец сойдем с сырьевой иглы, и ко многим другим стратегическим целям, которые выдвигаются в настоящий момент правительством Российской Федерации.
Беседовал Григорий АРКИН