|
|
N°91, 28 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нужна индексация или помощь
Глава РЖД просит поднять тарифы
При нынешнем уровне индексации тарифов дефицит инвестиционных ресурсов «Российских железных дорог» (РЖД) составляет как минимум 400 млрд руб., заявил вчера президент монополии Владимир Якунин (на снимке), выступая в Сочи на 5-м международном форуме «Стратегическое партнерство 1520». Несмотря на острую нехватку денег, г-н Якунин в тот же день подписал от имени РЖД меморандумы и контракты на покупку сотен инновационных локомотивов и электропоездов, а также протокол о стратегическом партнерстве со знаменитой немецкой машиностроительной компанией Siemens. Вице-премьер Александр Жуков, выступая на форуме, призывал найти «разумный баланс» между индексацией железнодорожных тарифов и прямыми государственными субсидиями РЖД.
«Партнерство 1520» объединяет страны, использующие железнодорожную колею вышеуказанной (в мм) ширины, то есть постсоветские государства, включая Прибалтику плюс Финляндию и Монголию. В силу характера организации на ее форумах центральное место занимают темы международного сотрудничества. Однако вчера в Сочи г-н Якунин сделал акцент на тему сугубо внутреннюю, одинаково болезненную как для российских железнодорожников, так и для их клиентов. При существующем, закрепленном в документах правительства масштабе индексации тарифов РЖД испытывает дефицит инвестиционных ресурсов, заявил г-н Якунин. Размер этого дефицита он оценил в 400 млрд руб. на период до 2015 года. Именно недофинансированием отрасли он объяснил высокую чувствительность РЖД к тарифам, подчеркнув попутно, что можно рассчитывать на устойчивость железнодорожной инфраструктуры, но не до бесконечности. «Нельзя овцу голую стричь дважды, и нельзя сварить курицу дважды», -- цитирует образное выступление г-на Якунина агентство AK&M.
Как сообщает Интерфакс, ранее РЖД предлагали проиндексировать свои грузовые тарифы 2011 года на 14% вместо 9,2%, зафиксированных в тарифном приложении к прогнозу социально-экономического развития России на 2011--2013 годы. Этот документ сейчас проходит согласование ведомств. Сам г-н Якунин даже говорил, что экономически обоснованный рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки может достичь 17% в год. Правда, он не уточнил, когда это случится: в следующем году или в более отдаленном будущем.
Анонимный собеседник Интерфакса в Минэкономразвития пояснил, что предлагаемая РЖД цифра 14% основана на опасении, что монополия не получит очередную компенсацию выпадающих доходов из бюджета в размере 50 млрд руб. «14% -- это без учета субсидии, то есть если не будет денег. Если будет субсидия 50 млрд руб., тогда 9,2%», -- сказал он.
Вице-премьер Александр Жуков, который от имени правительства открыл вчера форум «Партнерство 1520», не обозначал с точностью до процента желательный уровень тарифной индексации в 2011 году. Он только призвал гармонично сочетать ее с прямыми субсидиями. Заодно он дал понять железнодорожникам, что вливания из казны будут. "Нужно найти разумный баланс при индексации тарифов. Если все-таки государство решит не слишком сильно индексировать тарифы, необходимы будут субсидии и поддержка», -- приводит Интерфакс слова вице-премьера. Г-н Жуков назвал «абсолютно правильной» государственную помощь РЖД в 2010 году, поскольку она «поддержала не только компанию». «Хотя мы видим некоторое оживление в промышленности, и перевозки начали расти, господдержка должна быть продолжена», -- добавил он.
В рамках форума г-н Якунин подписал вчера несколько документов, предусматривающих инвестиции в инфраструктуру РЖД. С немецкой Siemens, а также «Аэроэкспрессом» (эксплуатирует прямые поезда из московских аэропортов в центр города) РЖД скрепили меморандум о создании совместного предприятия по выпуску современных электропоездов. В соответствии с меморандумом электропоезда нового поколения с асинхронной системой тяги серии Desiro Rus будут выпускаться на территории России. Физический объем заказа и его стоимость вчера не были названы. Отдельно РЖД и Siemens подписали протокол о стратегическом сотрудничестве.
Кроме того, был подписан контракт стоимостью 1 млрд евро с «Трансмашхолдингом» (ТМХ) на поставку 200 электровозов. Локомотив разрабатывается совместной инжиниринговой компанией, созданной ТМХ и французской компанией Alstom Transport. Электровозы будет выпускать Новочеркасский электровозостроительный завод. Ожидается, что первые образцы этих поездов появятся в 2011 году, после чего они пройдут полный цикл испытаний и государственной сертификации. В 2012--2013 годах они будут переданы РЖД и использованы для организации пассажирских перевозок на маршруте Москва -- Сочи, в том числе в период зимних Олимпийских игр в 2014 году
Михаил КУКУШКИН