Если Иран будет строго следовать своим обязательствам, Россия поддержит предлагаемый Бразилией и Турцией вариант обмена иранского урана. «Эта схема отвечает интересам мирного урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы. Надо сделать все, чтобы она была реализована», -- заявил вчера глава МИД России Сергей Лавров. Однако, по его словам, «стопроцентных гарантий нет», так как «очень многое» будет зависеть от поведения самого Ирана.
Соглашение Бразилии, Ирана и Турции было заключено в Тегеране 17 мая, оно предусматривает обмен иранского низкообогащенного урана на высокообогащенный на турецкой территории. 25 мая документ поступил в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Западные державы во главе с США восприняли соглашение как «уловку», с помощью которой Иран предпринял запоздалую попытку избежать принятия Совбезом ООН новых санкций против иранской ядерной программы.
Глава российской дипломатии заметил, что бразильско-иранско-турецкая инициатива «во многом опирается на изначальное предложение Ирану, сделанное МАГАТЭ в октябре». «Уверен, если бы тогда Иран принял предложение, схема была бы реализована, -- подчеркнул г-н Лавров. -- Тем не менее, как мы отметили сразу после объявления о достижении тройственной договоренности, мы приветствуем этот шаг».
На днях президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сказал, что Россия в вопросе о санкциях поддерживает Америку, а потому может оказаться среди «исторических врагов» Ирана. По мнению Сергея Лаврова, этими словами иранский лидер призывал Россию «не идти у кого-то на поводу», и данные высказывания в Москве воспринимают как «эмоциональные». Министр подчеркнул, что Россия «не идет ни у кого на поводу» и руководствуется исключительно собственными национальными интересами и своей ответственностью крупного государства, которое участвует в урегулировании ряда сложных международных ситуаций: «Иран -- одна из них». При этом на протяжении нескольких лет российское руководство «вносило свой вклад в поиск разумных компромиссов по выходу из тупика», но ответ Тегерана на эти усилия «был неудовлетворительным».
Коснувшись
размещения на днях в Польше батареи американских зенитных ракет «Пэтриот», министр высказался против нового витка гонки вооружений в Европе. Сергей Лавров признал, что эти системы являются противовоздушными, а не противоракетными. Тем не менее «есть недопонимание, почему надо создавать военные объекты и инфраструктуру в непосредственной близости от границы с Россией. Этот вопрос мы задаем нашим партнерам из США и Польши и рассчитываем получить внятные разъяснения с учетом нового характера наших отношений».