|
|
N°91, 28 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фестсимфорк ориентальный
Пятый фестиваль симфонических оркестров мира в неожиданном разрезе
Юбилейный летний оркестровый фестиваль от Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России в этом году пройдет с 1 по 11 июня (финал на сей раз благоразумно сдвинули на день раньше праздничного 12 июня) на своей традиционной площадке -- в импозантном Колонном зале Дома союзов с его парадным антуражем, хитрой расстановкой кресел (из которых мало что видно) и головоломной акустикой.
Но все эти привычные обстоятельства наверняка померкнут перед концептуальной идеей феста, коей организаторы решили украсить свой юбилей. В честь даты состав участников заметно расширен -- раньше в программах участвовали только три привозных оркестра. Теперь пять (шестым в списке значится московский БСО), и среди них нет ни одного европейского или американского. По убеждению советника президента по культуре Юрия Лаптева, к европейской и американской оркестровой культуре мы уже привыкли. (Когда только успели?) И теперь симфонический мир повернется к нам неожиданной и незнакомой стороной. С этим трудно спорить.
Перечень участников выразителен уже сам по себе. Это Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (вместо запланированного Фуата Мансурова дирижирует Гинтарас Ринкявичюс), Президентский симфонический оркестр Турции (дирижер Джем Мансур), которому больше 180 лет со дня основания, Национальный симфонический оркестр Китая (за пультом Мишель Плассон), лидер списка Сеульский филармонический оркестр с Мюнг Вун Чунгом и недавно испеченный Симфонический оркестр Индии (с Александром Анисимовым), дающий в Москве свою первую зарубежную гастроль. Таким образом, понятно, что ориентальные оттенки мирового оркестрового симфонизма будут даны в Москве сочно и ярко.
В концепцию «Азии знаменитой и неизвестной» ловкой мозаикой уложены не только имена участников, но и содержание программ. Так, оркестр Татарстана в день открытия фестиваля подверстает ко Второй симфонии Скрябина и Девятой Шостаковича увертюру «Сабантуй» Назиба Жиганова в транскрипции Фуата Мансурова. Оркестр Турции 4 июня, перед тем как перейти к Четвертой симфонии Шумана, играет целое отделение новой академической музыки композиторов национальной школы с европейской выучкой (мы заодно узнаем о существовании «турецкой пятерки», а возможно, и то, как соотносится ее творчество с «французской шестеркой»). Китайский симфонический с французским специалистом Плассоном дает Седьмую Бетховена, Третью Сен-Санса, но до того -- часть «Реквиема Земле» «ведущего китайского композитора» Гуань Ся (сочинение 2009 года в память о сычуаньском землетрясении).
Изысканно ударный номер у Сеульского филармонического, появление которого в Москве организаторы объяснили важной датой -- двадцатилетием установления дипломатических отношений между Южной Кореей и Советским Союзом. В программе «Забытые приношения» редкого в московском расписании Оливье Мессиана, сюита «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Вальс» Равеля и главная интрига -- не симфония вовсе, а Концерт для традиционного инструмента шэна с оркестром под названием «Шу». Композитор Ынсук Чин, кроме прочего, -- ученик Дьердя Лигети, автор оперы «Алиса в стране чудес» (премьера в Баварской опере в 2007 году) и сочинений, исполнявшихся Кентом Нагано, Саймоном Рэттлом, Петером Этвешем и даже «Кронос-квартетом». «Шу» (Бог воздуха в египетской мифологии) -- совсем новая музыка, премьеру играли в Токио год назад.
Симфонический оркестр Индии обойдется в своем выступлении без ориентальных сюрпризов, вместо них Девятая симфония Бетховена. Зато Большой симфонический оркестр (за пультом Александр Сладковский), которому в этом сезоне исполняется восемьдесят лет, предварив свой главный номер ласковым ориентализмом «Шехеразады» Римского-Корсакова, удивит публику Пятой симфонией «Воскрешение мертвых» Алексея Рыбникова, у которого тоже юбилей, ему шестьдесят пять. Вообще-то «Воскрешение» уже играли в Москве другим оркестром. Но ведь может же такое быть, что еще не все успели удивиться. А в фестивальном контексте музыкального евразийства эта музыка имеет шанс прозвучать еще удивительнее.
Юлия БЕДЕРОВА