|
|
N°91, 28 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Двери открываются
Лондон хочет улучшить отношения с Москвой
«Новое британское правительство очень хотело бы улучшения отношений с Россией», -- заявил вчера глава британской дипломатии Уильям Хейг. Выступая на пресс-конференции в Лондоне, он подчеркнул, что еще в январе, будучи министром иностранных дел в теневом кабинете, ездил в Москву и встречался с Сергеем Лавровым. «У нас, -- отметил Хейг, -- получился хороший разговор, из которого можно сделать вывод, что Россия тоже не удовлетворена нынешним положением дел и хотела бы улучшения отношений между нашими странами».
Хейг добавил, что «между Великобританией и Россией существуют некоторые трудные вопросы, такие, например, как дело Литвиненко». Однако, по его мнению, они могут быть решены в ходе двусторонних переговоров: «Я бы не хотел предварять повестку дня будущих переговоров, но как мне представляется, сейчас между сторонами сложилась довольно позитивная атмосфера, которая необходима для их успеха».
Выступая накануне с первой программной речью по международным вопросам в палате общин нового созыва, Хейг заявил, что «новое правительство Великобритании открывает дверь для диалога по спорным вопросам с Россией и надеется, что это приглашение будет принято». Правительство во главе с лидером консерваторов Дэвидом Кэмероном было сформировано в середине мая.
Хейг пояснил, что «состояние постоянной конфронтации не соответствует интересам ни Британии, ни России». По его словам, «для существенного улучшения отношений нужны заметные усилия с обеих сторон. С британской стороны дверь к улучшению отношений открыта. Мы надеемся, что это приглашение будет принято и Россией».
Британские эксперты отмечают, что у правительства Дэвида Кэмерона есть шанс завершить конфликт с Москвой и по примеру других европейских стран начать выстраивать дружеские отношения. Позитивный тон высказываний Хейга показывает, что новое коалиционное правительство настроено на развитие сотрудничества с Россией.
Однако потепление британо-российских отношений пока нельзя считать предрешенным. Координатор программы исследования России и Евразии в Чэтэм-хаусе (известном также как Королевский институт международных отношений) Алекс Найс сказал «Времени новостей»: «Главный раздражитель в отношениях между Россией и Великобританией никуда не исчез с приходом нового правительства. Этот раздражитель -- дело Литвиненко». Кто бы ни находился у власти в Лондоне, он должен считаться с решениями независимой британской судебной системы. «Поскольку суд не меняет своих заключений по этому делу, любое британское правительство будет добиваться экстрадиции Лугового. Если в России под «перезагрузкой» отношений с Великобританией понимают отказ Лондона от выдачи главного фигуранта по делу об отравлении Литвиненко -- это, мне кажется, заблуждение», -- подчеркнул наш собеседник. Алекс Найс считает, что для восстановления дружеских отношений между двумя странами, необходима добрая воля как Лондона, так и Москвы.
По мнению эксперта, у двух стран большие взаимные экономические интересы, и нет сомнения, что новое правительство будет способствовать их развитию: «Однако сомневаюсь, что это приведет к укреплению личных контактов между лидерами России и Великобритании». Эксперт напомнил, что лидер тори Дэвид Кэмерон в августе 2008 года после военного конфликта вокруг Южной Осетии счел нужным полететь в Тбилиси. Там нынешний премьер Великобритании заявил: «Важно, чтобы одна из старейших в мире демократий стала рядом с одной из самых молодых в тот момент, когда на ее территорию незаконно вторглась другая страна. Мы приехали сюда, чтобы от имени британского народа, правительства и оппозиции выразить поддержку Грузии, ее независимости и достоинству».
Отношения Великобритании и России заметно ухудшились в связи с отравлением в Лондоне бывшего офицера российской ФСБ Александра Литвиненко, он скончался в ноябре 2006 года. Королевская прокуратура обвинила россиянина Андрея Лугового в отравлении Литвиненко радиоактивным полонием. В 2007 году Великобритания потребовала выдачи Лугового, однако получила отказ России. Атмосферу отношений между двумя странами осложнили претензии российских налоговых властей к деятельности Британского совета на территории России, а также негативная британская оценка действий России в ходе конфликта вокруг Южной Осетии. В результате контакты между двумя государствами заметно сократились, Великобритания приостановила сотрудничество с Россией в борьбе с терроризмом, работе по облегчению визового режима и над соглашением о культурных центрах. Тем не менее две страны активно взаимодействуют по ключевым международным проблемам -- например, в области сокращения ядерных вооружений.
Уильяму Хейгу 49 лет. Он родился в городке Розерем в Йоркшире, где у его отца был небольшой завод по производству прохладительных напитков. Еще в школе юноша увлекся политикой, в 16 лет он выступал на съезде Консервативной партии, где его заметила будущий премьер-министр Маргарет Тэтчер. Во время учебы в Оксфордском университете Хейга избрали главой студенческой ассоциации консерваторов, а затем президентом союза студентов Оксфорда. Эти общественные должности считаются прямой дорожкой в британскую политику.
В 26 лет Хейг впервые баллотировался в депутаты парламента, но потерпел поражение. Вторая попытка двумя годами позже была удачной. Он был заместителем министра в консервативном правительстве Джона Мейджора, пока в 1995 году не стал министром по делам Уэльса.
В 1997 году, после тяжелого поражения тори на выборах, Хейг был избран главой Консервативной партии. Четырьмя годами позже, не сумев привести свою партию к победе на очередных выборах, подал в отставку, занялся бизнесом и литературным творчеством. Он выпустил две биографические книги о британских политиках XVIII века премьер-министре Уильяме Питте-младшем и о борце с рабством парламентарии Уильяме Уилберфорсе. В 2005 году избранный новым лидером консерваторов Дэвид Кэмерон вернул Хейга в теневой кабинет и доверил ему портфель оппозиционного министра иностранных дел.
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон