|
|
N°135, 30 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конфликт в воздухе
Израильтяне не поделили Москву
Несколько сотен израильских граждан на минувшей неделе едва не «застряли» в России из-за того, что доставившая их сюда чартерная авиакомпания Israir неожиданно прекратила полеты в Москву. Неприятность, которая, к сожалению, регулярно случается с российскими туристами за рубежом, впервые, пожалуй, повторилась в зеркальном отображении. Правда, Israir утверждает, что ее проблемы порождены не финансовыми трудностями, как это обычно бывает у российских авиаперевозчиков, а происками коварного конкурента.
По межгосударственному соглашению между Россией и Израилем право летать имеют три регулярных перевозчика («Трансаэро», «Пулково» и El Al), а также четыре «чартерных на регулярной основе»: «Аэрофлот», ГТК «Россия», Israir и Arkia. Такая расстановка сил сложилась с лета 2000 года, когда авиационные власти двух стран договорились допустить на эту линию чартерников. В течение предыдущих семи лет маршрут фактически делили между собой «Трансаэро» и израильская национальная авиакомпания El Al.
В последнее время чартеры фактически выполнялись Israir и «Россией» («Аэрофлот» и Arkia не считали их выгодными). Неожиданно на прошлой неделе Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) отозвала разрешение Israir летать в Россию и передала его компании Sun D`or International Airlines -- дочернему предприятию El Al.
Клиенты Israir остались в России с билетами на руках, но без реальной перспективы использовать их по назначению. В минувшие выходные глава El Al Амос Шапира объявил, что собирается направить в Москву специальный «спасательный» рейс за согражданами, «которых Israir оказалась не в состоянии вернуть в Израиль». Потом, правда, от спецрейса отказались, а клиентов Israir распределили по обычным рейсам El Al.
Теперь Israir обвиняет конкурента в том, что El Al организовала всю историю с отзывом разрешения. «Цинично использовав свои местные (т.е. российские. -- Ред.) связи, El Al украла у Israir лицензию на полеты в Москву. «Она заработала много денег на образовавшейся ситуации, а теперь выставляет себя «национальным спасителем», -- заявил анонимный менеджер Israir израильскому деловому изданию Globes.
Замминистра транспорта России Павел Рожков и руководитель управления внешних связей ГСГА Виталий Павлюк, руководившие переговорами с израильскими коллегами, вчера оказались недоступны для журналистских расспросов.
Надо сказать, что эта история весьма характерно отражает взаимоотношения между El Al и новыми коммерческими авиакомпаниями. С момента основания Израиля в 1948 году по 1999 год El Al была монополистом в израильском небе. Три года назад гражданские авиаперевозки в стране демонополизировали, новым авиаперевозчикам было дозволено появиться, но El Al сохранила статус национальной авиакомпании. Наконец, вопреки сопротивлению El Al, в мае этого года Israir и Arkia получили права национального перевозчика на международных маршрутах, которые почему-либо перестала обслуживать El Al. Israir тогда достался маршрут Тель-Авив--Рига.
Зато рейсы в Москву теперь снова оказались (с израильской стороны) под фактическим контролем El Al. Амос Шапира отрицает какое-либо свое участие в вытеснении конкурента. Он заявил, что не против присутствия двух израильских чартерных компаний на линии, как это и предусмотрено соглашением с Россией. (Шапира только предпочитает, чтобы эти две компании были Sun D`or и Israir, а не Arkia, как сейчас.) «Национальные авиационные власти решают, какой компании где летать, а не мы», -- напомнил он.
Михаил КУКУШКИН