|
|
N°90, 27 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Профессия -- читатель
Kindle против iPad: что удобнее
Компании Amazon и Apple реализовали две диаметрально противоположные, но одинаково успешные концепции электронного устройства для чтения с выходом в Интернет.
Большинство книг давно приходят на ознакомление автору этой заметки (а он одновременно редактор, книжный обозреватель и литературный переводчик) в электронном виде -- в «рукописи», т.е. в формате .doc («вордовский документ») или прямо в «верстке», т.е. формате .pdf (электронный «первообраз» книги, с которого она, собственно, и печатается). Обладание электронным устройством для чтения книг стало насущной необходимостью, причем необходимостью не только для «профессионального читателя» -- такие устройства стали предметом массового спроса. Профессионалу важно, пожалуй, лишь то, чтобы читалка не только воспроизводила текст, но и позволяла быстро находить и изучать новинки глобального книжного рынка в Интернете. То есть чтобы она имела связь не только с компьютером владельца, но и с Сетью.
Электронная книга Kindle от Amazon.com сделала автора вполне счастливым человеком до тех пор, пока Apple не выпустила на рынок планшетный компьютер iPad. Лучшее -- враг хорошего; только вот лучшее ли? Пришлось устроить сравнительное тестирование.
Оба они уже достаточно известны: Kindle примелькался даже в метро, а выход каждого нового устройства от Apple давно сопровождается такой медийной свистопляской, что не услышать о новой игрушке невозможно. Так что не будем ничего говорить о емкости в гигабайтах (понятно, что в оба устройства влезает больше книг, чем нормальный человек способен прочитать за пять лет) или миллиамперах в час (не так уж важно, как часто надо подзаряжать электронную книгу). Поэтому перейдем прямо к сравнению.
Сначала о том, что их объединяет. Первое и главное -- назначение. Нет, это не чтение. Это книготорговля. Создатели Kindle сделали все, чтобы облегчить покупки в крупнейшем книжном интернет-магазине Amazon.com: обеспечили удобную привязку каждого конкретного Kindle к уникальному лицевому счету на сайте, дали возможность скачивать до покупки довольно крупные фрагменты текстов, разработали собственный формат электронных книг (.azw), позволяющий ставить «закладки» и делать пометки. И даже взяли на себя расходы по беспроводному соединению с сайтом Amazon.сom из любой точки земного шара, где только есть хоть какое-нибудь сотовое покрытие. При этом формат .doc, ставший, по сути, стандартом для больших текстовых документов, не поддерживается вовсе (предлагается отослать документ в Amazon, чтобы там его за небольшую плату конвертировали и прислали обратно). Впрочем, формат .txt поддерживается. А .pdf поддерживается без возможности масштабирования, то есть всякая страница будет открываться на шестидюймовом экране полностью, даже если «в оригинале» она втрое больше и отображается поэтому крохотными буковками. Эта проблема, впрочем, «лечится», но зачем вообще она читателю?
То же самое (кроме бесплатного соединения) обеспечивает и iPad. Это устройство интегрировано с электронными магазинами iTunes (хорошо известным владельцам проигрывателей iPod) и iBooks.
Второй объединяющий фактор -- то, что эти устройства разработаны американцами и для американцев. Всем прочим устройства, конечно, тоже продают, но об их интересах заботятся по остаточному принципу. На что, конечно, так же глупо досадовать, как на то, что в мировых блокбастерах герои всех времен и народов, вплоть до Александра Македонского, говорят по-английски.
Что касается цены, то при покупке Kindle выяснилось, что в Москве (что уж там говорить о регионах) заявленные на сайте Amazon.com 259 долл., то есть около восьми тысяч рублей, легко превращаются во все тринадцать. И это не жадность русских дилеров, пытающихся заработать на ажиотажном спросе, а особенности русской таможни: при покупки устройства непосредственно у производителя цена с учетом доставки службой UPS и с учетом таможенной пошлины оказывается практически такой же. Но в этом случае вам придется еще самостоятельно «перепрошивать» устройство, потому что изначально оно, как и Александр Македонский, «понимает» исключительно по-английски. Ничего сложного тут нет, но, во-первых, это время и хлопоты, а, во-вторых, красивая идея «развязал ленточку на коробке и начал пользоваться», оказывается загублена. Так что уж лучше у дилеров.
Цены на iPad в России начинаются от 30 тыс. руб. Что до «перепрошивки», то, будучи, по сути дела, полноценным компьютером, iPad в ней не нуждается -- достаточно выбрать русский интерфейс. Но остаточный принцип сказался и здесь: на виртуальную клавиатуру (надо признать, очень комфортную) в русской раскладке не влезла не только буква «ё», но и знаки препинания. Так что всякий раз, чтобы поставить точку или запятую, приходится переключать клавиатуру с основной на дополнительную. Человека, привыкшего писать большие связные тексты, это ужасно раздражает, во всяком случае поначалу. Конечно, тут нет никакого «антирусского заговора». Та же проблема и с другим доступным автору языком -- итальянским. В языке Данте есть буквы с диакритикой -- а, и, т, щ, а в языке iPad их нет как нет.
Следует также учесть, что, естественно, для магазинов Amazon и iBook русская литература профильным товаром не является и виртуальные полки от ее изобилия не ломятся. А попросту говоря, вопиюще пусты. Но и английские каталоги пока что далеки от полноты хорошего книжного магазина, особенно у iBook.
Теперь о различиях.
Kindle -- читалка, и ничего кроме читалки. Главное его достоинство -- экран с «электронными чернилами». Благодаря этой технологии буквы стоят «как литые» и читаются как на обычной бумаге, т.е. в отраженном свете. И поэтому, кстати, энергию экран Kindle расходует только в момент перелистывания страницы. Перелистывание осуществляется с помощью больших кнопок «вперед» и «назад» с двух сторон от экрана. Поиск книг в Amazon реализован с помощью неудобной миниатюрной клавиатуры под экраном. На то, чтобы набрать название, терпения хватает. А больше ничего и не нужно.
Что же касается iPad, то при ближайшем рассмотрении оказалось, что называть его «читалкой для книг» -- почти то же самое, что называть автомобиль музыкальным центром. Конечно, автомобиль и музыку умеет играть, причем довольно громко и качественно, но ведь далеко не только это. Кстати, обе рассматриваемые читалки тоже умеют играть музыку, только имейте в виду, что запрет покупать музыку в эппловском магазине iTunes с территории России, вызывающий недоумение владельцев плееров iPоd, вполне вероятно, после начала официальных продаж iPad в России распространится и на iBook.
Как бы там ни было, iPad -- полноценный компьютер «Макинтош», умеющий практически все то, что умеет он, и обладающий всеми его недостатками. Первый из них -- обычная для всех эппловских продуктов закрытость. Сейчас iPad выпускается в двух модификациях -- с модулем Wi-Fi и с модулем 3G. Автору на тестирование попала младшая модель, что привязывает к дому или к кафе с бесплатным Wi-Fi. В Москве это приемлемо; а в пятидесяти километрах от МКАД? USB-разъема, позволяющего воткнуть мобильный модем (или хотя бы флэшку), калифорнийскими дизайнерами не предусмотрено.
Но главный недостаток для читателя -- это, конечно, светящийся экран. Он изумителен -- контрастен, четок, прозрачен, но все-таки неудобен для длительного чтения. Глаза приматов в отличие от глаз ночных хищников и глубоководных рыб не рассчитаны природой для длительного рассматривания светящихся объектов. Хотя, конечно, человек потому и стал царем природы, что ко всему привыкает.
Можно провести параллель обоих читалок с цифровыми фотоаппаратами: Kindle -- это как полноформатная зеркальная фотокамера, а iPad -- компактная любительская камера. «Зеркалки» громоздки, не умеют снимать видео, но профессионалы все-таки пользуются ими. А «мыльница» незаменима для «нормальных людей», у которых фотосъемка не работа, а развлечение.
То же самое и здесь. Если чтение -- ваша работа, значит, вам нужна читалка с электронными чернилами, позволяющая не отвлекаться от текста, и ваш выбор -- маленькие специализированные устройства вроде Amazon Kindle. Если же чтение для вас одно из развлечений наряду с просмотром роликов в YouTube, демонстрацией друзьям отпускных фотографий и болтовней с ними же по Skype -- вам, разумеется, больше подойдет монструозный (и, нельзя не признать, очень красивый) iPad.
Михаил ВИЗЕЛЬ