Польский эксперт признал вину пилотов в катастрофе самолета президента Качиньского
Катастрофа самолета Ту-154 президента Польши под Смоленском, унесшая 10 апреля жизни 96 человек, произошла из-за ошибки пилотов. Об этом в понедельник заявил глава польской государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих, который пришел к такому выводу после изучения данных «черных ящиков» лайнера и ознакомления со стенограммой переговоров в кабине пилотов Ту-154.
Заявление г-на Клиха, который также является уполномоченным представителем Польши при Межгосударственном авиационном комитете (МАК), стало первым официальным объяснением причин трагедии под Смоленском. До сих пор польские и российские эксперты лишь подробно информировали о ходе расследования. Из приведенных ими данных следовало, что версия об ошибке пилотов рассматривается в качестве основной, однако официальных выводов делать еще никто не решался.
Самолет президента Польши Ту-154 разбился утром 10 апреля при заходе на посадку на военный аэродром Смоленск-Северный. В результате крушения лайнера все находившиеся на борту 96 человек погибли. Жертвами катастрофы стали президент Польши Лех Качиньский с супругой, высшее военное руководство страны, депутаты парламента, представители духовенства и общественные деятели. Все они летели в Смоленск, чтобы принять участие в траурной церемонии на расположенном неподалеку Катынском мемориале, где по приказу советского руководства в 1940 году без суда и следствия НКВД расстреляло несколько тысяч польских офицеров и мирных граждан, оказавшихся на территории СССР после присоединения ряда восточных районов Польши.
О причинах авиакатастрофы под Смоленском г-н Клих рассказал в интервью, опубликованном вчера в польской газете Rzeczpospolita. По его словам, он пришел к однозначному выводу, что в крушении лайнера виноваты летчики. «Пилоты проигнорировали все предупреждения об опасности, которые показывала автоматика самолета, и пошли на чрезмерный риск. Почему? Потому что их так подготовили», -- заявил глава комиссии журналистам. Издание отмечает, что г-н Клих возложил вину на экипаж Ту-154, несмотря на то, что расследование авиакатастрофы формально еще продолжается. «У меня седые волосы, я иду на риск и отвечаю за это. Я считаю, что общество должно быть в курсе», -- заявил г-н Клих.
По его мнению, несмотря на густой туман в районе аэропорта Смоленска, летчики решились на крайне рискованную посадку. Эксперт считает, что, снизившись до высоты 100 м и не видя взлетно-посадочную полосу (ВПП), пилоты должны были отказаться от приземления. Согласно записям «черного ящика» экипаж Ту-154 сознательно пошел на снижение. На пленке четко слышны слова пилотов о том, что они снизились до 90, а затем до 80 метров. «Приборы не подвели экипаж. Это опровергает спекуляции о том, что летчики могли не знать, на какой высоте они на самом деле находились. Тем не менее они не реагировали на сигналы о том, что самолет уже очень снизился, даже на предостережение, что впереди земля», -- отметил г-н Клих. Он признал, что рискованный маневр, который завершился крушением лайнера, не является исключением из правил. По мнению эксперта, игнорирование необходимых правил получило среди польских военных пилотов широкое распространение.
В той же статье издание приводит слова польского специалиста в области авиации Томаша Хипкого, который подтвердил слова г-на Клиха. Он заявил, что летчики Ту-154 совершили ту же ошибку, которая стала причиной авиакатастрофы возле города Мирославец, где в январе 2008 года разбился транспортный самолет ВВС Польши CASA C-295M. В результате той катастрофы погибли 20 человек, включая высокопоставленных офицеров польских ВВС.
Кроме того, в понедельник г-н Клих дал интервью одному из польских телеканалов, в котором подтвердил, что одним из посторонних в кабине пилотов был командующий ВВС Польши Анджей Бласик. Ранее об этом уже писали польские СМИ, но на официальном уровне фамилии посторонних в кабине Ту-154 не назывались. «Я не отрицаю того, что в кабине пилотов находился пятый человек. Да, это был генерал Бласик, -- заявил он тележурналистам. -- И слова не было сказано, которое могло оказать давление на экипаж. Ничего похожего на «мы должны приземлиться прямо сейчас». При этом он признал, что пребывание командующего ВВС Польши в кабине могло оказать косвенное давление на пилотов. Кроме того, г-н Клих рассказал тележурналистам, что пилоты знали о недостаточной высоте лайнера, однако о том, как закончится полет, они поняли, судя по их реакции, лишь за 2--3 секунды до падения.
Напомним, что 19 мая МАК опубликовал подробный отчет о ходе расследования авиакатастрофы под Смоленском, но ничего не сообщил о причинах случившегося. Эксперты лишь констатировали, что пилоты неоднократно и своевременно получали предупреждения о плохих погодных условиях, причем не только от диспетчеров аэропорта, но и от экипажа польского лайнера Як-40, который приземлился в Смоленске за полтора часа до катастрофы Ту-154. Кроме того, оказалось, что из-за расположенного в районе аэродрома оврага летчики в какой-то момент оказались на 15 метров ниже уровня ВПП, а на предупреждения автоматики об опасном сближении с землей отреагировали со значительным опозданием. Расшифровка бортовых самописцев также показала, что в кабине пилотов в ходе полета находились посторонние лица.
Вчера же стало известно, что 25 мая, спустя полтора месяца после авиакатастрофы под Смоленском, Ярослав Качиньский наконец рассказал своей 83-летней матери о гибели своего брата-близнеца Леха. С марта этого года женщина находится на лечении в кардиологическом отделении, и врачи после крушения Ту-154 посоветовали г-ну Качиньскому временно не сообщать ей о гибели сына.