|
|
N°90, 27 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Второе счастье
Ромарио, Чиж & Маргулис. «Имена» (СОЮЗ). Один подросток, гитарист-энтузиаст из Екатеринбурга, торжественно пообещал одноклассникам, что, когда вырастет, запишет альбом с Чижом и Евгением Маргулисом. Почему-то именно такие соратники ему понадобились, один годился в отцы, второй - в деды. Подросток под псевдонимом Ромарио повзрослел, перебрался в Москву, свел дружбу и с Чижом, и с Маргулисом, и записал с ними альбом своего оригинального материала. И было это совсем недавно. То есть мы с вами, господа, живем при рождении очередного великого рон-н-ролльного мифа. А мы-то думали, что все мифотворчество давно закончилось, и музыканты теперь профессионально занимаются вдохновенным творчеством. А вот и нет!
С другой стороны, мало ли как и что подано лейблами и продюсерами. Мало ли из чего творят мифы. Что с музыкой - вот вопрос. Мелодии приятно напевны. Такой русский битлизм с «Хаммондом»...
Кажется, Юрий Нагибин говорил, что не бывает писателей молодых, начинающих, развивающихся или развившихся, а что писатель задается раз и навсегда. Не знаю, что там у литераторов, но у авторов песен именно так. В определенный момент сочинитель стихов и мелодий вдруг становится автором песен. Вот так - бац - и начинают складываться просто песни, не разделимые на музыку и слова. Обычно поздние песни мэтров кажутся плохими только потому, что сам мэтр поднадоел.
Понятно ли, что песни в «Именах» написаны начинающим? И да и нет. Понятно, что написаны не старым человеком (который, к слову, находится в золотом для авторов возрасте 24 лет), выросшим в провинции на русском роке и знакомом с названиями всяких современных фирм и реалий. Это плохо? Да нет, почему... Фамилию «Маргулис» Ромарио рифмует с «как Брюс Уиллис» (так вот, без затей: наглость - второе счастье). А русский рок с упоминанием шведского плотника IKEA - это что, не прикольно? Такого же еще не было. Не знаю, какие резоны были у Евгения Маргулиса участвовать в проекте (я его только на сцене видел, не представляю, что он за человек), но уверен, что, например, весельчак Чиж поэтому и согласился, что все это, в общем, один ни к чему не обязывающий и ладно сделанный прикол.
Все лучше, чем какое-нибудь XXX-летие творческой деятельности в Кремле отмечать.
Bobby McFerrin. VOCAbularies (Universal). В каком сейчас творческом состоянии находится выдающийся солист-импровизатор Бобби Макферрин (обещаю ни словом не упомянуть его древний хит Don't Worry Be Happy) нам, москвичам, довелось увидеть совсем недавно: маэстро приезжал со своим амбициозным проектом «Боббл». Лучший, на мой взгляд, концерт последнего времени. Дядя в дреддах совсем в отрыве: питаясь энергией не иначе как от космоса, заряжая и заражая всех - и коллег, и артистов - своими непростыми творческими экзерсисами, находит возможность откровенно валять дурака на сцене. И все ему с рук сходит.
Нового студийного альбома Макферрина (предыдущий, Beyond Words, c участием Чика Кориа и Ришара Бона, неплохо продавался везде, даже у нас) любители джазового вокала ждали лет восемь. Певец часто говорил, что-де готовится записать что-то такое, ну прям такое особенное... Результат - наконец-то доступный - хочется описывать в самых примитивных терминах: музыка приятная, веселая, позитивная, мелодичная и душевная. На первый взгляд так оно и есть, альбом прост, полезен и прекрасен, как куриное яйцо: светлый, гладкий, совершенной формы, питательный. А на самом деле (на второй взгляд) это работа с дико навороченным продюсированием, настоящая вавилонская башня вокального жанра. Чего еще ждать от проекта с участием полсотни певцов, от записи с многократными наложениями, от изощренного сплава мелодий разных стран и континентов.
С третьей стороны, в дискографии Макферрина VOCAbularies выглядит как то же яйцо, только в профиль. Много вокала? А когда у Макферрина его мало было? небось солист-импровизатор, а не Марсель Марсо бессловесный. Певцов пригласил - тоже не в новинку, вспомнить хотя бы коллектив Voicestra. Этника? Предыдущий альбом, после которого Макферрин сделал паузу на восемь лет, тоже был квазиэтническим. Он был, правда, как бы больше из Африки, а этот - как бы больше со средневекового Ближнего Востока. Или из Испании под маврами. А в общем, можешь думать, что хочешь. И в этом смысле альбом этот - штука совершенно современная.
Слоган, используемый для рекламы альбома, обещает, что "Словари лишат вас речи" (VOCAbuLarieS will leave you speechless!) Не врет. Слов нет. Ничего говорить не бу...
Александр БЕЛЯЕВ