|
|
N°90, 27 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы изучаем возможность быстрого удара неядерными средствами»
В числе приоритетов этого года американский президент Барак Обама назвал ратификацию договора с Россией о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Об этом он сказал на встрече с сенаторами, особо обратившись к представителям Республиканской партии. Тему контроля над вооружениями в госдепе США курирует заместитель государственного секретаря Эллен Таушер. Она приступила к исполнению своих обязанностей в июне 2009 года, а до этого работала в палате представителей как депутат демократов от Калифорнии.
Сейчас она курирует не только проблематику СНВ, но и другие вопросы, чувствительные для российско-американских отношений. Это противоракетная оборона (ПРО), нераспространение оружия массового уничтожения и судьба тактического ядерного оружия в Европе, а также замороженный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Об этих проблемах американский дипломат Эллен ТАУШЕР рассказала в интервью корреспонденту ИНТЕРФАКСА в Вашингтоне Петру Черемушкину специально для «Времени новостей».
-- Г-жа Таушер, насколько оценки ракетных угроз, включая исходящую от Ирана, отличаются между США и Россией?
-- США и Россия работают сейчас вместе над этой темой. Мы надеемся, что этот процесс приведет к лучшему восприятию каждой стороной понимания угрозы баллистических ракет, включая исходящую от Ирана. Иран обладает крупнейшей и наиболее активной ракетной программой в мире. Наши озабоченности этими его усилиями тщательно задокументированы. Угроза, которую эти программы представляют для международной безопасности, была определена в резолюциях Совета Безопасности ООН. Мы продолжим работу со странами-единомышленниками, чтобы противодействовать ракетному распространению как в Иран, так и из него.
-- Как близко Иран подошел к созданию ядерного оружия и средств его доставки?
-- Иран отказался сотрудничать с инспекторами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и соблюдать свои международные обязательства. До осени 2003 года иранские военные структуры работали под руководством правительства над разработкой ядерного оружия. Мы знаем, что в распоряжении МАГАТЭ есть информация, отражающая усилия Ирана по разработке ядерной боеголовки. МАГАТЭ информировало об этом. Наконец, Иран продолжает обогащать уран на заводе в Натанзе и совершенствует цикл по разработке ядерного топлива, что необходимо при производстве материалов для ядерного оружия. С технической точки зрения Иран обладает всем необходимым, в том числе крупнейшим арсеналом баллистических ракет на Ближнем Востоке. Он совершенствует свои баллистические ракеты, многие из которых могут нести ядерный заряд.
Президент Обама ясно дал понять, что США не ставят под сомнение право Ирана на мирное использование ядерной энергии. Но с этим правом связаны обязанности, которые подразумевают ответы на вопросы международного сообщества, полное и прозрачное сотрудничество с МАГАТЭ и восстановление международного доверия к характеру ядерной деятельности Ирана. США поддерживают дипломатические усилия как средство преодоления имеющейся обеспокоенности. Иран должен использовать эту возможность для серьезных переговоров и для того, чтобы выйти из международной изоляции.
-- Как США оценивают позицию России, выражающуюся в готовности сотрудничать по ПРО только на равноправной основе?
-- Мы готовы работать над идеями сотрудничества с Россией в этой области. Наша работа по совместной оценке ракетных угроз и переговоры о сотрудничестве по ПРО идут одновременно и параллельно.
-- Москва считает, что США должны прекратить разработку стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, так как это угрожает стабильности в мире и не менее опасно, чем ядерные вооружения. Какова позиция США?
-- В настоящее время так называемый «быстрый глобальный удар» с использованием неядерных средств (CPGS) изучается в плане того, какую роль он мог бы сыграть для уничтожения опасных целей, чтобы при этом не пришлось использовать ядерное оружие. Включение CPGS в наш стратегический арсенал предоставит нам ценные военные возможности, отсутствующие на сегодня, по противодействию наиболее серьезным угрозам, в том числе террористическим группировкам.
-- Готовы ли США отказаться от планов размещения оружия в открытом космосе?
-- У США нет планов размещения оружия в открытом космосе. И США будут осуществлять всю деятельность в космическом пространстве в соответствии с нормами международного права, включая Устав ООН.
-- Готовы ли США вывести из Европы тактическое ядерное оружие и начать переговоры с Россией о его ликвидации?
-- Позволю себе напомнить вам слова, сказанные президентом Обамой через два дня после подписания (8 апреля. -- Ред.) нового соглашения о СНВ: «Новый договор является важным шагом вперед, но это лишь один шаг большого пути». Речь идет о возможности дальнейших сокращений вооружений, причем, по словам президента, «как стратегических, так и тактических, включая неразвернутые вооружения».
-- Намерены ли США ратифицировать договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний?
-- США привержены идее ратификации договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний для его скорейшего вступления в силу.
-- В Москве говорят, что до проведения дальнейших сокращений стратегических ядерных вооружений следует решить вопрос о контроле над обычными вооружениями и начать выполнять Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Готовы ли США вернуться к ратификации ДОВСЕ на этих условиях?
-- США вместе с нашими союзниками и партнерами придают большую важность режиму. Надо найти выход из тупика (в отношении ДОВСЕ. -- Ред.) и выйти на такое решение, которое бы отвечало озабоченностям в области безопасности всех 30 стран -- участниц договора.
Как написал вице-президент Байден в газете «Интернэшнл геральд трибюн», цель администрации Обамы по укреплению европейской безопасности основана на пяти взаимообязывающих принципах. Это открытость вооруженных сил и ограничение на их размещение и проведение учений; большее внимание к источникам угроз, исходящих из-за пределов Европы; более эффективное управление и предотвращение кризисов; подтверждение принципа неделимости безопасности, территориальной целостности для всех стран Европы; право всех государств выбирать себе союзы в области безопасности. Наш подход к сохранению и совершенствованию контроля над обычными вооружениями и режима ДОВСЕ будет основываться на этих принципах. Мы благодарны России за то, что она готова вместе работать над этим. Надеемся, что Россия проявит гибкость в совместной работе.
|