Время новостей
     N°90, 27 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.05.2010
Торговая политика
Разногласия в Таможенном союзе разморозили российские переговоры по ВТО
Таможенный союз из-за возникших разногласий по ряду конкретных вопросов может вернуться к тому «спящему» состоянию, в котором он в течение более чем десяти лет пребывал до июня прошлого года. Тогда на встрече в рамках Межгосударственного совета ЕврАзЭС главы правительств Белоруссии, Казахстана и России в Москве неожиданно решили ударными темпами создать к 1 июля 2010 года между тремя странами единое таможенное пространство. Теперь выясняется, что союз если и заработает, то «с изъятиями». Эксперты предполагают, что количество этих изъятий будет расти, а созданное, но не запущенное в работу наднациональное законодательство только осложнит таможенные процедуры, сделает их дороже для бизнеса. Не добившись пока быстрого успеха в реализации "геополитического", по выражению премьер-министра Владимира Путина, проекта со своими соседями, Россия объявила о возвращении к прямым переговорам по присоединению к Всемирной торговой организации.

О том, что Таможенный союз не сможет заработать в полную силу, как предполагалось ранее, с 1 июля этого года, первым заявил Владимир Путин после состоявшегося 21 мая в Санкт-Петербурге заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (см. "Время новостей" от 24 мая). Главам правительств не удалось договориться, казалось бы, всего по нескольким вопросам, оказавшимися, тем не менее, весьма чувствительными для национальных экономик. «Споткнулись на мелочах. В семье всегда так бывает», -- успокаивает заведующий отделом по координации работы комитетов Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Александр Ломаченко.

Так, Россия добивается многократного повышения импортных ставок на авиационную технику и на автомобили, ввозимые на таможенную территорию трех стран физическими лицами (перегонщиками). Против этого возражает Белоруссия. Минск в свою очередь хотел бы обнуления таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, с чем категорически не согласна Москва. Она также не хочет идти навстречу Астане, которая выступает против введения фактически запретительных пошлин для своих челноков, полностью удовлетворяющих с помощью китайского ширпотреба спрос казахстанцев на большинство товаров.

Между тем формирование базы наднационального законодательства приближается к завершению: сторонами ратифицированы соглашения об отмене таможенного контроля на границах между странами ТС и о его переносе на внешние границы, утвержден единый таможенный тариф на ввозимые товары из третьих стран, определен механизм сбора и раздела таможенных платежей между бюджетами трех стран. Готовится к ратификации таможенный кодекс ТС, ускоренными темпами приводится к единому знаменателю национальное законодательство.

Торговля из-за пошлин, по которым не удалось договориться в Санкт-Петербурге, грозит привести к тому, что количество исключений, оговорок и особых случаев будет нарастать. Так, руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов вчера впервые поднял вопрос о необходимости формирования бюджета Таможенного союза, в частности, для обустройства внешней границы ТС. Он обратил внимание, что Белоруссия уже «блестяще обустроила» свои внешние границы за счет средств союзного государства и Евросоюза. А это означает, что трудности укрепления весьма протяженных внешних границ России и Казахстана грозят лечь только на их плечи. Справиться с этим в одиночку Астана вряд ли сможет.

Не удается сэкономить и на ликвидации таможенного контроля между участниками ТС. Белоруссия после 1 июля сохранит существующие ставки пошлин на ввоз автомобилей физлицами, заверил вчера журналистов председатель Государственного таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский. По его словам, сохранение временных изъятий из режима единой таможенной территории делает необходимым «контроль за отдельными видами товаров, по которым введены защитные меры в торговле». Это означает, что даже с российско-белорусской границы таможенники с 1 июля не уйдут. Проект решения об этом, по данным г-на Шпилевского, подготовлен.

Синхронно о сохранении таможенного контроля на границе между двумя странами заявил на пресс-конференции в Москве и глава ФТС Андрей Бельянинов. «Если по автомобилям мы не договоримся, то таможенная граница может временно остаться», -- сказал главный российский таможенник, хотя он «очень не хотел бы, чтобы пришлось оставлять отдельные посты только для одного вида товаров». Россия вынуждена пойти на этот шаг, потому что, по словам г-на Бельянинова, в Белоруссию «завезли несколько десятков тысяч автомобилей и ждут 1 июля, чтобы ввезти их в Россию».

У ФТС России появляется неуверенность в том, удастся ли с 1 июля выполнять поставленные ей планы по сбору таможенных платежей. «У нас есть определенные тревоги. Плановые обязательства с нас никто не снимал, а как будут администрировать таможенники братских таможен, я не знаю», -- заявил вчера глава службы Андрей Бельянинов (на снимке).

Появляются первые признаки, что Москва разочарована неудачами ТС и вновь возвращается к идее членства в ВТО. Объявление о стремительном ускорении в деле строительства Таможенного союза и желании присоединяться к ВТО коллективно с Белоруссией и Казахстаном привело к фактическому замораживанию переговоров о вступлении России в мировой торговый клуб. Хотя в июне прошлого года торговый представитель США Рон Кирк заявил, что «США расположены к тому, чтобы сделать последние шаги, и Россия присоединилась к ВТО». Первый вице-премьер Игорь Шувалов и другие переговорщики тогда выражали уверенность, что это произойдет до конца года. Но так как одним из обязательств, взятых тройкой в рамках строительства ТС, стала договоренность о совместном вступлении трех стран в эту главную международную торговую организацию, а такого опыта в практике ВТО никогда не было, переговорщикам пришлось взять тайм-аут: формально для изучения того, что представляет собой ТС.

Вероятно, чтобы не блокировать себе движение хотя бы по одному из внешнеторговых направлений, Москва переформулировала позицию совместного вступления в ВТО на параллельное присоединение. Для этого была даже сформирована совместная переговорная группа. А в минувший вторник глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков сообщил, что в Женеве рабочая группа по присоединению РФ к ВТО приняла решение о возобновлении переговоров по вступлению в эту организацию уже только России. Вчера о том, что трудности с формированием ТС не помешают нашим переговорам с ВТО, заявила и глава Минэкономики Эльвира Набиуллина.

Существует мнение, что сама инициатива по быстрому строительству Таможенного союза возникла как реакция на барьеры, мешавшие нашему присоединению к ВТО (по выражению президента Дмитрия Медведева, нас слишком долго "держат в предбаннике"). «Может быть, и не встал бы вопрос о Таможенном союзе, если бы во вступлении России в ВТО было все гладко. Но поскольку там мы уперлись в полную стену непонимания, зачастую обмана при обозначении конкретных сроков нашего присоединения к ВТО, мы пошли на создание своего маленького, союзнического ВТО», -- полагает Александр Ломаченко из ТПП.

Теперь же, по мнению эксперта, формирование Таможенного союза приобрело необратимый характер. «Таможенный союз будет, ну годом позже. Россия не откажется от участия в ТС, даже если ей будет поставлено такое условие при вступлении в ВТО, -- полагает эксперт и предупреждает: -- Если ВТО не проявит гибкость и упрется, то ТС станет непреодолимым препятствием на пути наших стран в ВТО. Но я думаю, что мы договоримся. И скорее наше присоединение к ВТО могло бы решить многие проблемы внутри ТС».

Тот факт, что Белоруссия до сих пор практически не вела переговоры с ВТО, по мнению г-на Ломаченко, не является непреодолимым препятствием для их сближения. «У Минска нет идеологических или экономических препятствий для членства в ВТО. Они есть со стороны ВТО, чисто политические». Напротив, эксперт полагает, что «если бы Лукашенко хотел насолить России, то он мог бы предложить принять его страну в ВТО на условиях выхода ее из ТС. И ВТО могло бы быстренько согласиться на это по чисто политическим мотивам».

Однако с мнением, что Таможенный союз состоялся, согласны не все. «ТС не обрел необратимый характер, слишком много нерешенных вопросов, противоречий, -- считает ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ Алексей Портанский. -- Он с самого начала не соответствовал определению Таможенного союза, которое содержится в правовой базе ГАТТ-ВТО. На чем, кстати, всегда умело и грамотно играл президент Белоруссии Александр Лукашенко. Сохранение пошлин на углеводороды как раз и противоречит международному определению Таможенного союза, по которому не менее 90% внешнеторгового оборота его участников должны осуществляться беспошлинно. А у нас с Белоруссией на нефть приходится до трети товарооборота».

«В ускоренном строительстве ТС с лета прошлого года было слишком много политического элемента. Сейчас постепенно вскрываются индивидуальные интересы каждой страны, которые все равно будут выше общих, -- полагает экономист. -- Путей разрешения ключевых проблем пока даже не видно. Уже сейчас по мере ведения переговоров каждая из сторон начинает считать выгоду или ущерб от своего участия в ТС и оговаривать для себя особые условия по все новым позициям».

Эксперт обращает внимание, что в последние полгода президент Медведев неоднократно говорил о необходимости России присоединиться к ВТО. Таким же образом сейчас ставит вопрос и Казахстан. Но сделать это стало сложнее. «В связи с формированием Таможенного союза у нас изменилось законодательство. Мы начали объяснять международным партнерам, какие обязательства на нас накладывает ТС. Изменения в ходе строительства ТС уже мешают нам. Если мы сами не представляем себе, в каком виде и когда он заработает (или не заработает), то тем более это невозможно объяснить нашим партнерам», -- предупреждает г-н Портанский.

Он даже не исключает возможности, что в скором времени в ТС могут остаться только Россия и Казахстан. «Но нельзя гарантировать, что и такая конфигурация будет успешной», -- полагает Алексей Портанский.

Андрей СУСАРОВ
//  читайте тему  //  Россия и ВТО