|
|
N°90, 27 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И снова «Стрелка»
Состоялось открытие Института медиа, архитектуры и дизайна
«АРТСтрелка» снова на острие процесса -- когда-то здесь начинали молодые художники, теперь будут готовить продвинутых архитекторов и дизайнеров. Планы прекрасны, и это уже не только планы -- построен красивый функциональный амфитеатр с террасой: так, чтобы с одной стороны можно было лекции слушать, на экран смотреть, а с другой -- пиво пить с видом на Москву-реку. Жаль, что открытая прежде городу «Стрелка» отгородилась красивым «объемным забором» в полном соответствии со столичной тенденцией -- строить в подражание Средневековью так, чтобы на других смотреть можно было, а себя не показывать. Бар прекрасен, благо питьевые стандарты в столице высоки и тщательно разработаны. С обучением искусствам дело обстоит сложнее.
Отечественное художественное образование пребывает в месте, которое трудно определить. Старые школы, притворяясь, будто знают рецепты старых мастеров, учат непонятно чему невесть зачем. Новые учебные заведения большей частью на фундаментальность не претендуют -- короткие курсы с неясным набором предметов дают общие навыки, иногда ориентируют в пространстве. Разрыв с мировым процессом студентам обеспечен в самом начале пути.
Переформатированная «АРТСтрелка» выглядит так, что предшественнице не мечталось. И называется она теперь по-иностранному -- strelka. Симпатичная, слегка безалаберная Золушка стала настоящей принцессой -- в не то чтобы дорогих, скорее модных, приличных международному артистическому статусу нарядах. Правда, элегантная деревянная оболочка архитекторов Олега Шапиро и Дмитрия Ликина (бюро Wowhouse) не только напоминает о европейских трендах, но -- с учетом отечественного климата -- намекает на временный статус затеи. Зато в просторных аудиториях с антресолями трудно узнать бывшие фабричные гаражи. Обзавелась «Стрелка» и другими удобствами, без которых страдали ее прежние обитатели. Кажется, произошло лучшее превращение из всех возможных -- ныне удобная, слегка буржуазная «Стрелка» по-прежнему заточена под культуру. Даже еще более высокую, чем раньше.
Серьезность замыслов и присутствие больших денег на презентации проекта были обозначены не только вышедшими на сцену вместе с другими членами попечительского совета бизнесменами Александром Мамутом и Сергеем Адоньевым, но и тем, что представляли его исключительно мужчины -- Дмитрий Ликин, Илья Осколков-Ценципер, Олег Шапиро. Это в самоорганизующемся художественном сообществе у нас дамы правят, а когда прямо с неба спускается нечто исключительно прекрасное и денежное, расклады становятся патриархальнее.
По традиции и призрак Манилова бродил в день презентации по «Стрелке». Являющийся регулярно, вместе с каждым слишком светлым начинанием, он заметно оживляется, когда сообщают о том, что контуры проекта продолжают меняться, состав преподавателей еще не определен, а образ студента колышется в мираже идеальных представлений о хорошо уже кем-то технически подготовленном, талантливом, мотивированном, отлично владеющим английским молодом человеке. Хорошо хоть, что не обязательно богатом -- готовность учить бесплатно и даже платить стипендию и обеспечивать жильем явно расширяет круг претендентов.
Практической стороны проблемы подготовки кадров коснулся Дмитрий Ликин, за время собственной трудовой деятельности главным художником Первого телевизионного канала не раз встречавший разной степени таланта и выученности молодых людей, никак не приспособленных к практической деятельности. Осталось неясно, насколько высокие цели нового заведения смогут удовлетворить специфическим потребностям отечественного телевидения.
Кутаясь в серый пледик, поделился своими планами на strelkу автор образовательной программы нового института, звездный архитектор Рем Колхас. Помянув президента Медведева, завещавшего стране слезть с нефтяной иглы, и ни словом не вспомнив градоначальника Лужкова, повесившего не только его собственный проект, но и всю деятельность международных звезд в Москве на крючок своего личного вкуса, мэтр определил проблемы, стоящие перед мировой архитектурой: публичная сфера уступает под напором частной; быстро развивающийся Восток диктует новые правила и перетягивает на себя интересные проекты; архитекторы становятся медийными звездами, с которыми меж тем не слишком считаются; все большие территории с угрожающей скоростью превращаются в охранные зоны; а дизайн вместо важных и основательных вещей занимается "всякой фигней". Вот этими глобальными проблемами на международном уровне, не забывая о месте прописки института, и будут озадачены будущие студенты вместе с преподавателями.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ