|
|
N°89, 26 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Дороже черной корки хлеба»
В Эрмитаже вспомнили Льва Пумпянского
Сборник блокадных стихов и писем ленинградского искусствоведа Льва Пумпянского был представлен на вечере, организованном Эрмитажем и Всемирным клубом петербуржцев. Лев Иванович Пумпянский, искусствовед и литератор, художник и педагог, в предвоенные годы был деканом факультета истории искусств Всероссийской академии художеств и преподавателем консерватории. Он собирался дописать книгу «Серов», подготовить доклад «Теория портрета», закончить исследование, посвященное анализу живописи эпохи Возрождения, барокко, классицизма, романтизма XIX века -- исследование должно было называться «Пространство и время как элементы содержательной композиции»... Но судьба уготовила исследователю композицию совсем иную. Находясь в кольце Ленинградской блокады, он наполнил свое пространство стихами, помогавшими абстрагироваться от невыносимой блокадной реальности. Ходил по опустевшим залам Эрмитажа (экспонаты увезли в эвакуацию) и восстанавливал в памяти довоенный интерьер -- картину за картиной, скульптуры за скульптурой. Незаконченный венок сонетов посвятил Эрмитажу, в котором залы помнил наизусть: «Ты для меня отец мой, Эрмитаж,/Дороже черной, черствой корки хлеба -- /Голодному; милей, чем милость неба...» Это написано в 1942 году, когда от голода ежедневно умирало несколько тысяч человек и, казалось, не было в Ленинграде ничего «дороже черной корки хлеба». Время было трагическим, а дух оставался свободным. 15 августа 1942 года Лев Пумпянский прочел в Институте русской литературы (Пушкинский дом) часть своего цикла стихов. «Мой город, город Росси и Кваренги,/Стоит, в Неве кристально отразив/Прибрежных зданий светлые шеренги,/Афин прекрасней и стовратных Фив»...
«Светлые шеренги» зданий, мимо которых Пумпянский каждый день ходил из Эрмитажа в Академию художеств, были уже изуродованы войной, но автор -- историк искусства -- писал о мире. В письме дочерям в эвакуацию, датированном 27 февраля 1943 года, читаем: «Зима в Ленинграде стоит легкая, дни солнечные, дело идет к весне... дело идет к окончательной победе и освобождению нашей родины... Живем мечтой о близкой встрече...» Льва Пумпянского не стало 6 марта 1943 года. Жена сохранила все его стихи, книги, записки. Наследие ученого и поэта перешло повзрослевшим дочкам, а ныне передано в Центральный архив литературы и искусства.
Сборник «Эрмитаж», впервые изданный крошечным тиражом в издательстве Victor Editions в Париже, а ныне дополненный искусствоведческими статьями, письмами автора, рецензиями и научными комментариями сотрудников Института живописи и архитектуры им. Репина и фотографиями, выпустило среднеуральское книжное издательство «Новое время», что в Екатеринбурге. И здесь тоже сказалась связь времени и пространства: именно в этот город в годы Великой Отечественной войны эвакуировали экспонаты Эрмитажа: они хранились в трагически знаменитом Ипатьевском доме. Теперь «Эрмитаж» Льва Пумпянского вернулся в Эрмитаж.
Татьяна КУДРЯВЦЕВА, Санкт-Петербург